Товарищ Си внимательно наблюдал, как бывший десятилетие главой правительства Ли Кэцян уступает свой пост Ли Цяну (крайний справа). Фото Reuters
Парламент утвердил состав нового кабинета и чиновников ведущих ведомств. Человеком № 2 после Си стал премьер Ли Цян, который раньше работал его помощником. За Ли проголосовали 2936 из 2947 присутствовавших депутатов; 3 были против, 8 воздержались. Его главная задача – взбодрить экономику после того, как она три года подвергалась ограничениям из-за вируса. На 2023 год намечен ее рост около 5%. Достичь этой цели непросто, учитывая спад на рынке недвижимости, неустойчивый потребительский спрос и большую безработицу среди молодежи. А внешняя политика остается прерогативой верховного лидера.
Ли Цян, как передал телеканал CNN, пользуется доверием Си. Пост главы правительства позволит ему играть важную роль в экономике, хотя ключевые решения за последнее десятилетие принимал сам председатель КНР. Положение осложняется тем, что крупный бизнес подвергся рестрикциям, проводимым властями под флагом сокращения имущественного неравенства и обеспечения всеобщего процветания. На настроения бизнесменов отрицательно влияет и усилившаяся напряженность между Пекином и Вашингтоном.
63-летнего Ли Цяна можно назвать чиновником пролетарского происхождения. Во всяком случае, он начал трудовую карьеру как рабочий на насосной станции для орошения полей. Потом он окончил колледж по специальности «механизация сельского хозяйства» и впоследствии стал подниматься по лестнице назначений в провинции Чжэцзян. А когда Си возглавил партию в этой провинции, Ли работал фактически начальником его аппарата.
Парламент утвердил также новых министров обороны, министра общественной безопасности, отвечающего за полицию, и министра госбезопасности. Однако на месте главы Центрального банка перестановок не произошло. Им остался, как и раньше, И Ган, учившийся в США и даже ставший профессором университета в штате Индиана.
На Западе пресса особое внимание уделила смене министра обороны. Новым министром стал Ли Шанфу. Агентство Reuters называет его технократом. Он был инженером аэрокосмической отрасли. Такой момент в биографии особенно важен в свете того, что Народно-освободительная армия (НОАК) должна по решению партии обрести военную мощь первого класса в мире к 2049 году – к 100-летию КНР, говорит Джеймс Чар, ученый в Школе международных исследований Сингапура. В 2016 году Ли был назначен заместителем командующего силами стратегической поддержки, на которые возлагалась задача ускорить развитие военно-космических соединений и частей кибернетической борьбы. Затем Ли был назначен руководителем департамента развития оборудования в Центральном военном совете, который возглавляет сам Си Цзиньпин.
И вот тут этот генерал угодил под санкции США. Госдепартамент назвал его ответственным за покупку 10 российских истребителей Су-35 и оборудования для системы ПРО С-400 у Рособоронэкспорта.
В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Нынешняя китайская система такова, что все ключевые решения, включая внешнюю политику и осуществление экономических реформ, находятся в руках Си Цзиньпина. Эти реформы были проведены глубоким и систематическим образом во второй половине прошлого десятилетия. А в 2018 году была еще административная реформа – перераспределение полномочий между партийными и государственными органами. Си Цзиньпин руководит, опираясь не только на свой авторитет, но и на реальные полномочия как во внешней политике, так и в экономике. А Ли Цян – это исполнитель, техническая фигура. Это доверенное лицо Си. Они в состоянии работать в тандеме. В этом смысле я не вижу никаких больших проблем для функционирования экономики в ближайшие пять лет».
Западные комментаторы пишут, что Пекин убирает чиновников, симпатизирующих США. Но ведь оставили, говорит эксперт, главу Центробанка И Гана. А он практически чуть ли не все 90-е годы прожил в США. Окончил там университет, преподавал там и сейчас имеет хорошие связи в дипломатических кругах. Его неправильно называть прозападным чиновником. Он – за стабильность, осторожность, взвешенный подход. То, что И Гана оставили на посту – это позитивный сигнал для предпринимателей Китая и иностранных инвесторов.
«А вот как на назначение Ли Шанфу министром обороны отреагируют США – это интересный вопрос. Ведь они добивались возобновления контактов с Китаем по линии военных ведомств. А раз китайский генерал у них под санкциями, то они будут все же иметь дело с ним, несмотря на санкции. Или снимут санкции? Это станет пробным камнем американо-китайских отношений», – полагает Ломанов.