Оппонентам Эрдогана удалось договориться о едином кандидате в президенты. Им стал Кемаль Кылычдароглу. Фото Reuters
Предвыборная кампания в Турции официально начнется 10 марта. Ожидается, что президент Реджеп Тайип Эрдоган подпишет указ о дате всеобщего голосования, от исхода которого зависит судьба его системы управления. Несмотря на внутренние противоречия, оппонентам власти, сплотившимся вокруг платформы «Народный альянс», недавно удалось выбрать единого кандидата в президенты от своего лагеря. Им стал председатель Республиканской народной партии (РНП) Кемаль Кылычдароглу. Свежие опросы общественного мнения дают разные представления о возможном исходе гонки.
То, что распоряжение о дате выборов появится в ближайшее время, анонсировал сам Эрдоган. Турецкий лидер подчеркнул, что приготовления к старту гонки за президентское кресло и за мандаты в Великом национальном собрании (парламенте) должны наконец завершиться, чтобы страна спокойно работала над устранением последствий разрушительного землетрясения, произошедшего в феврале этого года и поставившего под удар рейтинговые позиции политического истеблишмента. Из высказываний турецкого лидера следует, что выборы вопреки всем спекуляциям последних месяцев состоятся без существенных изменений по времени – в мае.
Главным оппонентом Эрдогана станет Кылычдароглу – лидер кемалистской партии, которая представляет собой крупнейшую оппозиционную фракцию в Великом национальном собрании. «Народный альянс» выдвинул его в качестве единого кандидата в президенты. Отмечается, что в случае победы на выборах лидеры пяти других, помимо РНП, оппозиционных партий, входящих в блок, станут вице-президентами. Кроме того, такие популярные фигуры этого лагеря, как мэр Стамбула Экрем Имамоглу и мэр Анкары Мансур Яваш (члены РНП), также могут получить посты вице-президентов «при подходящих условиях», отмечали в «Народном альянсе».
Оппозиционная коалиция предлагает обширный набор политических преобразований, охватывающих многие сферы, – от борьбы с коррупцией до министерских кадров. Одно из главных обещаний критиков действующей власти – вернуть Турцию к парламентской системе, которая, по этому замыслу, должна быть сильнее, чем та, что существовала до перехода республики на суперпрезидентскую в 2018 году. Полномочия главы государства в то же время предлагается значительно ограничить. Не исключено, что это повлияет и на внешнюю политику Турции.
Социологические исследования предрекали Эрдогану поражение на протяжении большей части 2022 года, преимущественно из-за валютного кризиса и скачков инфляции. Тем не менее в месяцы, предшествовавшие мощному землетрясению, ему удалось выровнять свои рейтинговые показатели – во многом благодаря предложенным мерам социальной поддержки. Действующий лидер остается популярным среди консервативных и религиозных групп населения. Эта часть избирателей, предполагают социологи, готова простить ему даже слабо проработанную политику в экономической сфере.
Последние опросы расходятся в оценках того, чем могут закончиться всеобщие выборы. Провластная пресса на днях опубликовала результаты проведенного компанией Optimar исследования, которое продемонстрировало, что возглавляемой президентом Партии справедливости и развития (ПСР) отдают предпочтение 40% населения, в то время как РНП – 25,7%. В то же время 43,2% респондентов Optimar заявили о готовности поддержать в президентской гонке Эрдогана. 13,5% отдали бы свой голос Кылычдароглу. Лояльная оппозиции социологическая компания ORC, однако, представила накануне свою картину: 56,8% населения, по ее оценкам, готовы отдать голоса Кылычдароглу, в то время как 43,2% – президенту.
Исследования сходятся только в одном: для того чтобы победить, «Народному альянсу» понадобится поддержка избирателей Партии демократии народов (ПДН) – третьей по величине парламентской силы, представляющей курдское население Турции и испытавшей за последние годы беспрецедентное давление со стороны власти. Формально она не является сторонницей ни оппозиционной коалиции, ни правящего альянса между ПСР и националистами. Однако вполне вероятно, что у ПДН, которая столкнулась с репрессиями, возникнет соблазн поддержать оппозицию, заявил Financial Times доцент Университета Сабанджи Берк Эсен.
В свою очередь, турецкий политолог Генюль Тол напоминает, что осторожность, характерная для действий Кылычдароглу в публичном поле, в свое время не позволила ему пригласить ПДН в «Народный альянс». Кроме того, РНП поддержала репрессии против прокурдской силы. «В 2016 году его (Кылычдароглу. – «НГ») партия проголосовала за выдвинутую ПСР поправку, лишающую депутатов иммунитета от судебного преследования, что открыло путь для судебных процессов над прокурдскими законодателями», – обратил внимание Тол в колонке для издания Politico. Так что у ПДН есть все основания не доверять оппозиционному лагерю.
Тем не менее на этой неделе сопредседатель ПДН Митхат Санкар внес ясность в позицию партии, не исключив, что она поддержит Кылычдароглу. «Наше ясное ожидание – это переход к сильной демократии. Если мы сможем договориться об основных принципах, мы можем поддержать его (Кылычдароглу. – «НГ») на президентских выборах», – допустил Санкар.