Несмотря на давление Запада, Альбин Курти долго не хотел соглашаться на автономию для сербов Косово. Фото Reuters
Лидеры Сербии и Косово, Александар Вучич и Альбин Курти встретились в понедельник, 27 февраля, в Брюсселе для обсуждения плана урегулирования, предложенного Евросоюзом. Переговоры на момент подписания номера не закончились, но вне зависимости от их результата противостояние Белграда с его бывшей автономией они не завершат. С одной стороны, нормализация отношений Косово и Сербии – это непременное условие для их евроинтеграции, процесса, которому местные политики не видят альтернативы. С другой стороны, для достижения компромисса надо идти на уступки, которые в Приштине и Белграде не все считают приемлемыми.
Перед вылетом в Брюссель президент Вучич выступил с обращением к согражданам. В нем он пообещал, что по итогам его переговоров с Курти «не будет ни капитуляции, ни возвращения в 90-е», имея в виду, что и войны на Балканах, подобной тем, что бушевали в регионе в конце прошлого века, тоже не произойдет. А Курти еще 25 февраля в Twitter подтвердил то, что сказал в начале февраля: Косово одобряет предложенный Францией и Германией план урегулирования.
Все детали этого документа не разглашаются, зато известен его главный спорный пункт. Он заключается в том, что Приштина должна дать наконец добро на формирование Сообщества сербских муниципалитетов. Договоренность о создании автономии для сербских анклавов была достигнута еще несколько лет назад, но она так и осталась на бумаге. А без ее выполнения, как неоднократно подчеркивал Вучич, не может идти и речи о дальнейших шагах, интересующих уже Приштину: получения согласия Белграда на то, чтобы Косово вступало в международные структуры, вплоть до ООН.
Перед переговорами высокопоставленный чиновник ЕС сообщил агентству AP, что одобрение франко-германского плана «является сейчас максимально достижимым». В то же время он признавал, что даже если план будет принят Белградом и Приштиной, это будет «не концом пути», а лишь его началом. Финальной же точкой, по мысли чиновников ЕС, должна стать евроинтеграция Косово и Сербии: сначала – второй, потом первой.
Посредники на переговорах, как и прежде, – верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель и спецпредставитель ЕС по Балканам Мирослав Лайчак. На практике они являются и полноценными участниками переговорного процесса. Курти и Вучич беседовали не только друг с другом, но и каждый по отдельности – с Боррелем и Лайчаком.
А перед встречей сербский президент и косовский премьер получили совместное письмо от президента Франции Эмманюэля Макрона, канцлера Германии Олафа Шольца и премьер-министра Италии Джорджии Мелони. В нем Курти и Вучича торопят с поиском компромисса. «Мы считаем, что сейчас необходимо срочно определить путь для заключения соглашения и обеспечения его реализации», – говорится в письме. Уговаривают обоих лидеров и Соединенные Штаты. Вучич сообщил, что у него была беседа по телефону с советником Госдепартамента США Дереком Шолле. Он куратор вопросов, связанных с балканским урегулированием. В ходе разговора Шолле, по словам Вучича, выразил поддержку франко-германскому плану и сказал, что США «ожидают прогресса» на переговорах с Курти.
Те же ожидания связывало с переговорами в Брюсселе и руководство Евросоюза. Его представители были весьма осторожны в своих комментариях. «Прошлое научило нас, что не следует ничего предсказывать по этому диалогу, потому что дискуссия может пойти в любом направлении», – сказал Петер Стано, официальный представитель Борреля.
Одна из причин, почему Запад спешит с поиском компромисса между Приштиной и Белградом, заключается в желании ликвидировать то, что сербские эксперты зачастую называют геополитической пустотой на Балканах. Пока перспективы присоединения Сербии к ЕС остаются призрачными, руководство страны может позволить себе фронду в противостоянии Запада с Россией. Последнее время Вучич все же реже выступает с двусмысленными заявлениями, свидетельствующими о том, что Белград занимает особую позицию в российско-украинском конфликте. В начале февраля он даже, с известными оговорками, допустил возможность присоединения к санкциям против РФ. Тем не менее его позиция все еще отличается от позиции ЕС и, кстати, властей Косово.
В отличие от сербского лидера, который в канун годовщины конфликта РФ и Украины лишь выражал сожаление в связи с тем, что мир в Европе никак не может установиться, Курти написал 24 февраля в соцсетях: «Сегодня мы отмечаем год беспримерного сопротивления украинского народа неоправданной агрессии».