Глава Еврокомисии Урсула фон дер Ляйен и британский премьер Риши Сунак уже готовы сообщить подробности. Фото Reuters
Новая сделка по брекзиту заключена. Премьер-министр Британии Риши Сунак встретился в понедельник в Лондоне с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. В ее графике имелась и встреча с королем Карлом III, которая изначально не анонсировалась. Сделка может упростить процедуры контроля в Ирландском море, что стало бы выигрышным для британской экономики. Однако убежденные сторонники брекзита до сих пор не хотят признавать ошибочность выхода из ЕС и его убыточность для экономики.
Даунинг-стрит и Брюссель накануне напрямую заявили, что на беспрецедентном уровне, без переговорщиков, будет решаться вопрос о пересмотре брекзита и Североирландского протокола. В Британии еще до заключения потенциальной сделки Даунинг-стрит с Брюсселем начали реагировать на грядущие уступки Лондона. В их пользу выступают лейбористы во главе с Киром Стармером, проирландские силы по обе стороны невидимой границы между Северной Ирландией и Ирландией, а также основная часть бизнеса, который ощутил на себе весь урон от таможенных границ с главным партнером, оборот торговли с которым не так давно достигал 46%. Против новой сделки изначально были юнионисты и наиболее радикально настроенные тори, которые считают, что полная независимость от Евросоюза даст Британии шанс выстроить более успешное общество.
Правда, это самое общество верит в заверения ярых «брекзитеров» о светлом будущем все меньше, куда больше обращая внимание на неприглядное настоящее, в котором страна перестала быть финансовым центром Европы, теряют прибыли производители, особенно продовольствия, автомобилей и медицинских препаратов. К тому же Irish Times пишет, что юнионисты, опасающиеся угасания связей с островом Британия, склонны все-таки дать добро на изменения. Да и голоса радикальных тори пока громко не раздаются.
Несомненно, общее настроение общества уловил и Сунак, готовый признать определенные ошибки двух своих предшественников. Пересмотр брекзита, о возможности которого на уровне слухов говорили неделю назад, теперь скорее всего станет реальностью, если парламент утвердит изменения. Иначе главу Еврокомиссии не приглашали бы в Лондон, а тем более в Виндзорский дворец.
Последнее стало настоящим сюрпризом, поскольку изначально встреча фон дер Ляйен с королем не анонсировалась, хотя обычно об аудиенциях у монарха знают заранее. Предполагается, что Сунак попросил об этом Карла III лично, что несколько не соответствует британским традициям. Однако представители Даунинг-стрит заверили монархически настроенную часть британцев, что решение в конечном счете принимал сам король и давления на него не оказывалось.
Сама логика происходящего в последние дни говорила о том, что переговоры находятся на продвинутой стадии. А сам приезд главного чиновника ЕС говорил о том, что уладить оставалось лишь детали, а по основным параметрам согласие уже имеется.
При этом ключевым пунктом соглашений могут стать скорее договоренности о торговых связях между Британией и ЕС, нежели изменения в статусе Северной Ирландии, поскольку главный вопрос в контексте брекзита – это развитие экономики и торговых связей.
Но и недооценивать Североирландский протокол не стоит. На кону могут стоять жизни. Дело в том, что недопущение границы между Ирландией и Северной Ирландией – это суть соглашения Страстной пятницы 1999 года, заключенного после вялотекущей гражданской войны с участием радикалов Ирландской республиканской армии (ИРА).
Отдельные ячейки этой организации дают о себе знать даже сегодня: отделение «Новая ИРА», не признавшее соглашения Страстной пятницы, совершило покушение на одного из инспекторов города Ома в прошлую среду и признало свою ответственность в понедельник. Новых столкновений никто не хочет, но и потери британской экономики, впадающей в рецессию, становятся слишком высокими.