Фото REUTERS
В Нигерии проходит подсчет голосов после всеобщих выборов, прошедших в субботу не без проблем технического характера. В борьбе за пост президента сошлись три главных претендента: Боле Тинобу от партии власти «Конгресс вех прогрессивных сил» (КВПС), Петер Оби от оппозиционной Трудовой партии, и Атику Абубакар от Народно-демократической партии, – партии власти в недавнем прошлом. Перспективы стабильности в крупнейшей стране Африки во многом зависят от того, чем разрешится эта борьба.
Согласно первым опубликованным данным INEC (Независимая национальная избирательная комиссия) первые 600 тыс. голосов были отданы в основном за Тинобу, получившего 309 тыс. голосов. Абубакар получил – 175 тыс., Оби – 110 тыс. Но не факт, что это соотношение сохранится, когда подсчеты завершатся (а это может произойти через несколько дней). Выборы начались с технических проблем, в ходе которых многие голоса были поданы лишь к концу дня, а миллионы избирателей и вовсе не смогли отдать свой голос. Кому-то приходилось ставить галочку поздно вечером, под светом факелов. По данным британских СМИ голосов могло быть подано более 90 млн, но смогли проголосовать лишь 87 млн человек. Впрочем, явка была высокая и превзошла все ожидания. Окончательные результаты планируют объявить ко вторнику.
В целом голосование прошло, по местным меркам, спокойно. В Лагосе вооруженные люди под свист пуль разбили одну из избирательных урн, а экстремисты «Боко Харам» (запрещена в РФ) напали на один из избирательных участков. Власти тоже внесли свою лепту во всеобщую сумятицу, решив прямо перед выборами провести реформу с заменой банкнот. Идея была в том, чтобы избежать подкупа голосов, но на практике мера привела к большим бытовым сложностям для нигерийцев.
Победитель президентских выборов сменит на посту 80-летнего Мохаммаду Бухари. Он, уже использовавший два срока президентских полномочий с 2015 года, и, кроме того, был главой страны и с 1983 года , когда пришел к власти в результате военного переворота, до 1985 года. Сейчас в парламенте большинство у его партии КВПС. С 1999 года переворотов в стране не было. Но демократия в стране весьма неустойчивая, как и внутренняя стабильность. Активно действует экстремистская группировка «Боко Харам». Северо-восточный штат Борно и вовсе находится практически под контролем исламистов. На юге сильны сепаратистские настроения. И все это – на фоне стремительного роста населения.
По данным ЦРУ к сентябрю 2022 года население составило уже 225 млн человек. При этом, несмотря на крупные нефтяные месторождения (потребителями местной нефти являются в том числе Испания и Нидерланды), экономические проблемы большие, как и безработица. Она, по данным AP, устремилась к 33%. Средний возраст нигерийца: 18 лет. Девать энергию многим некуда, и преступность в стране выше чем на континенте в целом..
Поддержка молодежи - важный фактор роста популярности 61-летнего Оби. Политик – единственный христианин среди участников президентской гонки. Кроме того, он - из народа игбо, чей представитель был у власти последний раз более полувека назад. Оби выдвигается не от двух главных партий, он моложе оппонентов (Тинобу – 70 лет, Абубакару – 76), хотя полностью внесистемным политиком не является. Однако данные нигерийских опросов, сулящих ему победу, могут быть обманчивы.
«Чтобы победить в первом туре, нужно набрать не менее 25% голосов в двух третях штатов. Данные опросов – разные. По одним побеждает Тинобу, по другим Абубакар или даже Оби. Но победу Оби в основном давали опросы по смартфонам, на которые откликается конкретно молодежь. Тинобу при этом зарекомендовал себя хорошим губернатором Лагоса, добившись независимости от поступлений «нефтяных» денег. Однако со здоровьем у него есть проблемы, и в целом курс страны при нем мало изменится», – считает автор Telegram-канала о Черной Африке «Zangaro Today» Алексей Целунов.
Эксперт в разговоре с «НГ» отметил, что правящие силы выдвинули мусульман, не уделив достаточного внимания христианам, что раньше делалось в качестве политической традиции, которая теперь оказалась нарушенной. Что же касается внешнеполитического курса, то хотя властные структуры Нигерии и считаются прозападными, но о четком внешнеполитическом курсе говорить не приходится.
«Из-за проблем с внутренним терроризмом, бандитизмом и сепаратизмом внешней политикой попросту некогда заниматься, особенно когда президент вынужден постоянно лечиться. При этом имея статус первой экономики региона, Нигерия никак это преимущество не воплощает политически. При Бухари контакты ограничивались вопросами контрактов и кредитов», – поясняет Целунов.