Фото Reuters
В Варшаве произошло главное публичное событие визита американского президента: Байден произнес речь, которая, как ранее сказал представитель Белого дома по вопросам безопасности Джон Кирби, «даст сигнал и станет обращением к господину Путину, а также к российскому народу». Впрочем, говорил американский лидер больше не о России, и не о Польше, а об Украине.
За трибуной, с которой он выступал, высились три флага – американский, польский и украинский. Ими же махали его слушатели, собравшиеся в Аркадах Кубицкого - саду Королевского замка, где выступал президент.
Байден говорил двадцать минут и его речь много раз прерывалась аплодисментами. Он начал с приветствия «нашей союзнице Польше», после чего сразу же переключился на события в Украине. Точнее на то, что Байден назвал «безжалостной агрессией президента Путина», поставившей под угрозу «мир, который длился в Европе семьдесят пять лет».
«Год назад мир готовился к падению Киева. Я только что побывал в Киеве и должен сообщить вам: Киев стоит, и он силен как никогда, Киев наполнен гордостью и, самое главное, Киев свободен», - говорил американский президент.
Байден произнес много слов про то, что США и их союзники выдержали испытание этим кризисом, который должен был проверить решимость «свободных народов» бороться за демократию. К числу этих свободных народов президент причислил и украинцев, оказавшихся «смелыми и несгибаемыми».
В речи неоднократно упоминался Владимир Путин. Российский президент, по словам Байдена, «когда приказал своим танкам вторгнутся в Украину, думал, что мы сдадимся: он ошибался… Он говорил о финляндизации НАТО – вместо этого произошел обратный процесс. Он думал, что НАТО распадется на отдельные страны, а НАТО едино как никогда. Он думал, что может использовать энергетику как оружие, но мы сократили зависимость от российской энергетики. Он думал, что он силен как никогда, а руководители стран демократии слабы. Но он столкнулся с железной волей Америки и всех демократических стран».
Более чем комплиментарно Байден отозвался о Владимире Зеленском. Украинского президента он охарактеризовал как «человека с железной волей и решимостью», стоящего «во главе борьбы демократических народов».
Несколько раз в разных выражениях в речи Байдена прозвучала одна и та же идея: в конфликте с РФ произошел качественный перелом в пользу Украины. «Россия никогда не победит в Украине! Никогда!» - категорично заявил он, и эти слова были встречены особенно бурными аплодисментами.
То, что можно назвать обращением к российскому народу уместилось буквально в несколько секунд президентской речи. Байден сказал, что «США и страны Европы не стремятся установить контроль над Россией или уничтожить ее» и что «Запад не планировал нападать на Россию». При этом американский президент по существу повторил то, что сказала на Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент США Камала Харрис: российские власти совершили в Украине преступления против человечности (и он, и вице-президент употребили именно такую формулировку) и будут за это отвечать перед международным правосудием.
Байден подтвердил, что на этой неделе против России будут введены новые международные санкции. «Мы продолжаем поддерживать самый большой санкционный режим, который когда-либо в истории применялся против государства. Мы собираемся объявить дальнейшие санкции на этой неделе вместе с нашими партнерами», - сказал он. На днях действительно Евросоюз объявит о десятом пакете санкций. Он будет синхронизирован с рестрикциями США и, вероятно, прочих стран «большой семерки».
В речи Байдена нашлось места Молдове и Белоруссии. Он упомянул «волю белорусов к свободе», а также «граждан Молдовы», которые «полны решимости» двигаться «в сторону демократии и вступить в братство европейских стран». При этом президент отметил, что эту борьбу за свободу Молдовы «возглавляет президент Санду». Так президент еще раз подтвердил, что Запад готов и дальше поддерживать белорусскую оппозицию и делает ставку именно на президента Молдовы Майю Санду.
Фактическая часть речи Байдена оказалась довольно бедной. Он не сказал того, чего западные государственные деятели не произносили ранее. В этом отношении на «мощное и важное послание», как назвал речь Байдена еще до ее начала госсекретарь США Энтони Блинкен, она не тянула. Но по форме и резкости формулировок выступление американского президента действительно можно назвать, по крайней мере, новым. Красивые, похожие на проповеди, спичи, с употреблением слова «свобода» и упоминанием вселенской борьбы сил добра и зла, демократии и авторитаризма, американские лидеры любят и, бывает, произносят. Однако применительно к реалиям бывшего СССР подобные речи из уст президентов США прежде не звучали.
Как и предупреждал помощник американского президента по национальной безопасности Джейк Салливан, выступление Байдена и в самом деле не является ответом на послание Владимира Путина. Его адресат – не только Россия, но и, можно сказать, все страны постсоветского пространства. Их Байден оповестил о наступлении новой реальности, в которой каждой из них предстоит сыграть новую роль.