Пхеньян заявил, что запуск МБР был его ответом на маневры Южной Кореи и США. Фото Reuters
США проводят совместные учения ВВС с Японией и отдельно с Южной Кореей. Сеул заявил, что их цель – показать готовность Вашингтона защищать своих союзников в свете запуска Северной Кореей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) в Японское море. А в Пхеньяне указали, что это неожиданное испытание служит доказательством того, что КНДР может нанести ядерный контрудар врагу. Обеспокоенный такой перспективой, Токио призвал срочно созвать Совет Безопасности ООН. По мнению эксперта, Москва и Пекин не допустят принятия резолюции, осуждающей КНДР.
Согласно сообщению объединенного штаба Южной Кореи, в маневрах участвуют южнокорейские истребители F-35A, F-15K и американские F-16. Они сопровождали американские бомбардировщики В-1В. Это должно было показать подавляющее превосходство и боеготовность Америки и ее союзников. А Япония отправила в небо над Японским морем истребители F-15; США направили для учений бомбардировщики B-1 и истребители F-16. Японское Министерство обороны заявило, что после того, как северокорейская ракета приводнилась в исключительной экономической зоне Японии, обстановка в сфере безопасности становится все более суровой.
Кто начал играть в войну первым, трудно установить. Северная Корея указала, что запуск ракеты был ее ответом на предстоящие маневры Южной Кореи и США. В Токио говорят, что маневры ВВС с США были проведены для того, чтобы Пхеньян знал, что ему противостоят могучие союзники.
Пхеньян тоже не скупился на воинственную лексику. Агентство ЦТАК подчеркнуло, что внезапный запуск МБР продемонстрировал, что противнику будет невозможно справиться с фатальным ядерным контрударом КНДР. А Ким Е Чжон, сестра северокорейского лидера Ким Чен Ына, обвинила США в том, что они пытаются превратить Совет Безопасности ООН в орудие своей «преступной враждебной политики». «Я предупреждаю, что мы следим за каждым шагом врага и дадим ему очень мощный отпор», – сказала она.
В прошлом году Северная Корея запустила беспрецедентное число ракет, в том числе МБР, которые могут достичь любой точки в США. Были также возобновлены приготовления к первым после 2017 года ядерным испытаниям. Министр иностранных дел Южной Кореи Пак Чин сказал, что если Север проведет седьмое по счету испытание ядерного оружия, то это изменит правила игры. Это будет означать, что Пхеньян сможет создавать и размещать тактические ядерные ракеты. Пак не стал распространяться о том, как на это отреагирует Сеул. Но там все громче звучат голоса, призывающие обзавестись собственным ядерным оружием.
Впрочем, пока что КНДР совершенствует конвенционные вооружения. В понедельник она запустила две ракеты калибра 600 мм в сторону Японского моря. Они, согласно ТАСС, преодолели расстояние 395 и 337 км. Южнокорейское агентство Yonhap отметило, что на расстоянии 340 км от места запуска находится авиабаза в южнокорейском Чхонджу, а в 390 км – база американских ВВС Кунсан. Именно из этих мест в воскресенье поднялись истребители, которые приняли участие в совместных учениях ВВС США и Республики Корея.
В КНДР называют комплексы, задействованные в учениях в понедельник, реактивными системами залпового огня (РСЗО). В Пхеньяне указали, что это высокоточное наступательное средство. Одна установка с четырьмя ракетами может выполнить задачу по уничтожению аэродрома противника. Япония именует эти средства баллистическими ракетами короткого радиуса действия. В декабре Ким назвал ракеты калибра 600 мм «наступательным оружием, способным доставить тактическое ядерное оружие на поле боя, где угодно в Южной Корее».
Премьер-министр Японии Фумио Кисида пытается обуздать КНДР с помощью ООН. По его просьбе чрезвычайное заседание Совета Безопасности должно было состояться в понедельник в 23.00 мск, то есть после выхода этого номера газеты в свет.
В беседе с «НГ» Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Военные учения обе стороны проводят регулярно весной и осенью. Каждая сторона говорит, что предпринимает меры в ответ на провокации. Образовался порочный круг для системы безопасности. Трудно поэтому точно определить, кто начал очередной раунд. Инициатор – скорее США. Что касается Совбеза, то, очевидно, Россия и Китай, не позволят принять какое-либо серьезное решение».