Споры по Североирландскому протоколу могут позволить Джонсону обойти Сунака. Фото Reuters
Против попыток Риши Сунака пересмотреть часть договоренностей с ЕС, касающихся Северной Ирландии, выступила группа членов Консервативной партии во главе с экс-премьер-министром Борисом Джонсоном. Фактически глава правительства покусился на условия брекзита. Пока непонятно, в чем нынешний глава британского правительства собирается уступить Брюсселю. Однако сторонники брезкита, ведомые Джонсоном, планируют этого не допустить.
Речь идет о пересмотре так называемого Североирландского протокола. Это часть соглашения по брекзиту. Согласно ему, Северная Ирландия, выйдя вместе с Великобританией из ЕС, осталась в едином экономическом и таможенном пространстве с Ирландией, входящей в Евросоюз. Многие в Соединенном Королевстве, впадающем в рецессию, считают, что сократить торговые цепочки с Объединенной Европой, сократив тем самым издержки, было бы неплохо. К числу этих многих относится и глава правительства.
Сунак за уик-энд провел несколько встреч с политиками, от которых зависит судьба Североирландского протокола, очевидно, пытаясь понять, как его можно менее болезненно пересмотреть. В пятницу он побывал в Белфасте. В числе его собеседников, представляющих все ведущие политические силы региона, была и лидер партии Шин Фейн Мэри Лу Макдональд. Эта опирающаяся на католиков партия, прежде бывшая политическим крылом Ирландской республиканской армии, выиграла в мае 2022 года выборы в Северной Ирландии именно под лозунгом пересмотра условий брекзита. Макдональд после встречи в Белфасте заявила, что достигнут значительный прогресс, хотя предлагаемые условия ее партию пока не устраивают. Тем не менее британский премьер подчеркнул, что понимание того, куда необходимо двигаться, имеется.
Встрече предшествовали закрытые для прессы переговоры в Оксфордшире, где представители лейбористов и консерваторов говорили на ту же тему с делегацией из ЕС. Деталей этой кулуарной работы Даунинг-стрит не раскрывает, общественности остается лишь гадать о ходе процесса, хотя судя по реакциям сторон Лондон готов в каких-то пунктах уступить Брюсселю. Однако на прошедшей неделе уже были слухи о том, что о соглашении скоро будет объявлено. С такими выводами журналисты, видимо, несколько поспешили. Между тем подход Сунака явно не понравился убежденным сторонникам брекзита, в том числе Джонсону. Он и часть поддерживающих его членов Консервативной партии отстаивают каждый пункт соглашения с ЕС. Аргументы критиков, напоминающих, что страна стала единственной в «большой семерке», которой Международный валютный фонд (МВФ) предрек сокращение ВВП в этом году, их взглядов не поменяли.
Британские СМИ пишут, что радикально настроенная часть тори может проголосовать против изменений по Североирландскому протоколу. Углубить раскол между Сунаком и его однопартийцами не прочь и лейбористы. Они готовы поддержать премьера. Лидер лейбористов Кир Стармер заявил, что партия собирается голосовать в пользу любых решений правительства, которые будут пересматривать брекзит в сторону создания более крепких связей между страной и ЕС. Это сотрудничество премьера и оппозиции может оказаться летальным для политической карьеры Сунака: от него может отвернуться его партия. А вот Джонсону, напротив, альянс лидера консерваторов (он же премьер-министр) с лейбористами выгоден, если он, конечно, рассчитывает на возвращение в премьерское кресло. Пока более вероятным выглядит вариант, при котором Сунак постарается убедить большинство однопартийцев в том, что экономические потребности страны сейчас в приоритете над спорами о власти, а значит, нужно договариваться о пересмотре Североирландского протокола. «Этот пересмотр, если он действительно будет, в любом случае устроит не всех. Но премьер в первую очередь должен решать экономические задачи, стоящие перед страной», – считает руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. В разговоре с «НГ» она пояснила, что брекзит ударил прежде всего по финансовой сфере. Однако и упрощение товарооборота тоже могло бы помочь британской экономике. «Это особенно касается продуктов питания, так как их транспортировка замедляется», – говорит эксперт.