Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен надеется, что ЕС все-таки проявит единство и примет новые санкции к 24 февраля. Фото Reuters
Евросоюзу не удалось с ходу договориться о том, что будет входить в новый санкционный антироссийский пакет. Постпреды стран ЕС не согласились с предложениями Еврокомиссии на этот счет. Как это уже не раз ранее бывало, часть стран считает планируемые санкции слишком мягкими, а часть – напротив, слишком жесткими, бьющими по самому Евросоюзу. Тем не менее в Еврокомиссии по-прежнему сохраняют оптимизм. Там ожидают принятия нового пакета к 24 февраля, годовщине начала российской операции в Украине.
План десятого пакета разрабатывался Еврокомиссией весь февраль и был представлен послам стран ЕС в минувшее воскресенье. По данным агентства Bloomberg, он включал в себя, в частности, санкции против Росбанка, Альфа-банка, Тинькофф-банка, Фонда национального благосостояния, ряда российских медиакомпаний, российского перестраховщика нефтяных танкеров, зарегистрированной в Великобритании судоходной компании. Весьма важным является то, что в пакете будет прописано обязательство европейских банков отчитываться об имеющихся у них активах российского государства. Это может стать прологом к давно обсуждаемому решению, на котором настаивает часть стран ЕС, – конфискации арестованных на Западе российских активов. Кроме того, авиаперевозчиков обяжут отчитываться о нерегулярных рейсах из России и в Россию. Это, как считают в Еврокомиссии, необходимо для предотвращения обхода ранее введенных санкций.
Наконец, в пакет планируется включить обширный перечень товаров, чей экспорт и импорт из России предполагается запретить. Их таможенные коды были предоставлены странам ЕС еще в понедельник, но до сих пор точного списка того, что по предложению Еврокомиссии должно подпасть под рестрикции, в прессе нет. Вероятно, это связано с тем, что дискуссии на этот счет возникли сразу же.
Еще в понедельник посол Польши в ЕС Анджей Садош заявил, что предложения Еврокомиссии – ниже всяких ожиданий. Ему не понравилась цель принятия нового пакета, которую сформулировала председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила, что цель новых рестрикций – исправить недочеты старых. В Польше же считают, что десятый пакет должен содержать принципиально новые положения, прежде всего санкции против российской атомной промышленности. На них настаивает президент Украины Владимир Зеленский. Но их принятие сейчас вряд ли возможно из-за позиции Венгрии. Ей рестрикции против российской атомной промышленности невыгодны, так как они помешают ее собственным, совместным с РФ проектам. Углублять ссору с Будапештом в Брюсселе сейчас считают излишним. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан уже дал понять, что пошел на достаточное количество уступок Евросоюзу по другим вопросам. Теперь он ждет, что ЕС не будет оказывать на него дополнительное давление. Нелишне также напомнить, что венгерский парламент пока еще не ратифицировал документы о вступлении в НАТО Швеции и Финляндии. Орбан утверждает, что задержка чисто техническая, но не факт, что и этот вопрос он не использует для торга с Брюсселем.
В среду фон дер Ляйен сообщила, что в перечень товаров, которые подпадут под санкции, входят электроника, детали машин, специализированные автомобили, запчасти грузовиков, «товары для строительного сектора, которые могут быть использованы на нужды вооруженных сил» и многое другое. В общей сложности предполагается ввести дополнительный контроль в отношении 47 электронных компонентов, поставляемых в РФ. Импорт из России должен быть запрещен в общей сложности на сумму в 11 млрд евро. При этом фон дер Ляйен указала, что в десятый пакет попадут и иранские юридические лица – семь организаций, связанных с Корпусом стражей исламской революции. «Наша задача – наложить на них санкции и противостоять поставкам беспилотников из Ирана и передаче ноу-хау для строительства производственных площадок в России», – сказала она.
Однако послы ЕС, собравшиеся в тот же день, эти предложения не утвердили. По данным Politico, одной из причин разногласий стали поставки российского синтетического каучука в ЕС. Евросоюз – крупнейший покупатель этого товара. В 2021 году, по данным Федеральной таможенной службы, Россия экспортировала синтетического каучука на сумму 2 млрд долл. 700 млн из них приходится на Евросоюз. Если информация издания верна, значит, противодействие принятию санкций оказывают не только восточноевропейские государства. Основные покупатели российского синтетического каучука – в Западной Европе, прежде всего в Германии, Франции и Италии.
***
За дебатами вокруг антироссийских санкций наблюдали и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «Временами думается, что евробюрократы (ну, не дураки же они в самом деле!) иногда вынуждены создавать красивую картинку санкционной победы над Россией для европейских обывателей, - пишут авторы канала «Мюсли вслух». - Довольно трудно придумывать эффективные санкции против самой большой страны в мире, которая не сидит сложа руки, а активно налаживает параллельный импорт. Свежий Bloomberg констатирует: Россия обходит санкции путём закупок через соседние страны. Вспоминая прошлогодние заявления европейских чиновников, что в российской военной технике якобы используются детали из холодильников, стиральных машин и даже молокоотсосов, не удивляемся тому, что биде не только хотят запретить поставлять в Россию, но и вообще вот-вот объявят высокотехнологичным товаром наравне с унитазами».
Как отмечают авторы канала «Мышь в овощном» одним из выводов, приходящих в голову в ходе наблюдений «за перформансами Борреля» и прочих евробюрократов, «заключается в том, что нам в принципе никогда не удастся договориться о чем-то принципиально важном с этими людьми»: «Компромисс может быть достигнут или тогда, когда в Европе у руля окажутся какие-то другие лица. Или – если кем-то/чем-то другим станем мы сами….»