Протестующие в Ухане не выступают против коммунистической системы: напротив, они хором пели «Интернационал». Фото Reuters
В двух городах КНР – Даляне и Ухане – тысячи пенсионеров вышли на акции протеста. Их недовольство вызвала очередная попытка усовершенствовать систему медстрахования, итогом чего стало сокращение выплат на медицинские цели. Протесты высветили давнюю и трудно решаемую проблему страны: несовершенство системы здравоохранения, чьи недостатки выявила пандемия.
Первыми вышли на улицы жители Уханя, города, находящегося в центральной части Китая. Пенсионеры, значительная часть которых – бывшие работники местного металлургического комбината, собрались у мэрии 8 февраля. Протестовать людей побудило сокращение ежемесячной страховой суммы, покрывающей расходы на лекарства и абмулаторное лечение.
Пенсионеры пообещали протестовать каждую среду. И действительно, 15 февраля они также вышли на улицы города, но в этот день их акцию поддержали в другом регионе страны, в северной провинции Ляонин. Здесь, в Даляне, с теми же требованиями также протестовали тысячи человек. Есть сообщения о попытках акций протеста в некоторых других городах.
Никаких политических лозунгов протестующие не выдвигали и вообще были настроены подчеркнуто лояльно. Газета Washington Post сообщает, что на митинге в Ухане исполнялся «Интернационал». Однако без столкновений с полицией все же не обошлось. Непонятно, насколько мирно будут проходить в дальнейшем такого рода акции протеста, особенно если в следующую среду их поддержат в других городах.
Не исключено, конечно, что до этого дело не дойдет. Многотысячные протесты неполитического характера в Китае не редкость, и часто бывает, что власти требования протестующих удовлетворяют. Это бывает, если речь идет о каких-то локальных проблемах, которые можно решить, не создавая других проблем, общегосударственного масштаба. В том, что сейчас такой случай, уверенности нет.
В Китае давно стараются наладить систему здравоохранения. Вернуться к временам Мао Цзэдуна, когда подавляющее большинство населения страны могло рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь, сейчас уже нельзя. А система государственного медицинского страхования далека от совершенства. Годами она была разной для обладателей разной хукоу (это нечто вроде советской прописки). На практике потомственные горожане и недавние приезжие из сельской местности могли получить разный набор медицинских услуг. Хотя единая система медицинского страхования с 2016 года в стране все-таки появилась, она вызывает множество нареканий. Госстраховка в Китае формируется примерно на 20% за счет выплат самих ее обладателей. Остальное оплачивает государство, и в очень значительной мере местные власти, которым приходится еще и тратиться на больницы и медицинские услуги у них в регионе.
Нехватка средств в местных бюджетах является причиной того, что зачастую госстраховка покрывает в недостаточной мере или не покрывает вообще расходы на амбулаторное лечение или ряд лекарств. В результате и за то и за другое пациентам приходится платить самим. Если денег нет, то остается или не лечиться вообще, или обращаться, как правило, к более дешевым, но сомнительным по части эффективности услугам врачей традиционной китайской медицины. Это во многих СМИ называется одной из причин широкого распространения инфекционных заболеваний в стране.
Весьма символично, что протесты против несовершенства системы медицинского страхования произошли именно в Ухане – городе, с которого началась пандемия, и Даляне, где вводились одни из самых жестких мер борьбы с коронавирусом. Например, летом 2020 года все 7 млн далянцев были протестированы на наличие заболевания. Решение провести поголовную проверку власти приняли после того, как у 12 жителей города нашли коронавирус. Нынешнее сокращение страховых сумм объясняется в значительной степени тем, что у местных властей просто не хватает денег на соответствующие выплаты. Все ушло на защиту от коронавируса.
Меры противодействия пандемии в Китае сейчас не столь жесткие, как раньше. Их ослабление стало прямым следствием массовых протестов, которые прокатились по стране в конце ноября – в декабре. Тогда на улицы с требованиями отказаться от политики нулевой терпимости к ковиду вышли жители многих крупных городов страны. Протесты были в Пекине, Шанхае, Чунцине, Нанкине, Чэнду. Поводом к ним стал пожар в Урумчи. Жители местного многоэтажного дома погибли, так как пожарные из-за действующих карантинных ограничений не смогли оказать им должную и своевременную помощь.
Станут ли нынешние события в Даляне и Ухане, ставшие эхом непримиримой борьбы с пандемией, детонатором новой волны протестов? Пока об этом говорить рано. Но если станут, купировать их безболезненно для бюджета страны, чье население стареет, а значит, нуждается во все больших расходах на здоровье, правительству вряд ли удастся.