За восемь лет во главе партии Никола Стерджен зарекомендовала себя сильным лидером. Фото Reuters
Первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии (ШНП) Никола Стерджен уходит с поста, о чем она заявила на пресс-конференции в Эдинбурге. Под руководством Стерджен ШНП добилась небывалых высот и стала ведущей партией страны. Однако попытки добиться независимости от Лондона сначала конституционным, а потом и более обходным путем – через Верховный суд – не увенчались успехом. В этих условиях ШНП рискует лишиться рейтингов и консолидации, тогда как лейбористы и зеленые могут укрепиться. А борьба за независимость на фоне социально-экономических проблем может быть отложена.
Уход лидера ШНП Стерджен стал для британской общественности настоящим шоком: решение не было анонсировано, и о нем стало известно лишь в среду, когда первый министр объявила о своей отставке. При этом косвенно она признала, что мотивы ее отставки политические, а не личные.
«Я всегда верила, что человека, способного хорошо служить стране, отличает почти инстинктивная способность знать, когда пришло время уступить дорогу кому-то другому, и иметь для этого достаточно мужества, даже если многим в стране и в моей партии может показаться, что я ухожу слишком рано», – заявила она.
Стерджен призналась, что задавалась двумя вопросами: правильны ли ее действия на посту и поможет ли ее дальнейшее пребывание развитию Шотландии, ее борьбе за независимость. На второй вопрос, как она утверждает, за последние несколько недель раздумий ей пришлось ответить отрицательно. Правда, несколько позднее она добавила, что и семейная жизнь тоже стала требовать того, чтобы политике она уже не отдавала все свои силы.
Последние итоги выступлений ШНП были впечатляющими. На выборах 2021 года партия получила практически половину мест в одноместном парламенте, сохранив позиции, и в коалиции с зелеными продолжила быть правящей силой. А годом позже ШНП значительно укрепилась на уровне муниципалитетов. Поэтому уходит Стерджен с гордо поднятой головой, на мажорной ноте. Свои обязанности она продолжит исполнять до избрания нового лидера ШНП.
Однако последние тенденции были не так благоприятны, как кажется. Во-первых, Стерджен увязла в переговорах с Вестминстером в вопросе проведения нового референдума о независимости, которые зашли в тупик. Во-вторых, у Шотландии сейчас все более актуальны насущные проблемы, связанные с ростом стоимости жизни. Чтобы их решать, необходима поддержка Лондона. И сторонников отделения за последнее время стало меньше. А именно борьба за независимость была сутью деятельности Стерджен.
Впрочем, стоит напомнить, что самые громкие победы ШНП были одержаны не при Стерджен, а при лидерстве ее предшественника Алекса Салмонда. При нем в 2011 году ШНП получила уверенное большинство в парламенте, отставив не у дел лейбористов. И именно под его руководством Шотландия добилась проведения референдума о независимости.
«Салмонд еще может заявить об амбициях, хотя Стерджен сделала все для того, чтобы он в партии влияние потерял. Но более вероятные кандидаты на пост – первый заместитель Джон Суини, имеющий огромный опыт и сильные позиции сейчас, министр иностранных дел и культуры Ангус Робертсон, а также Кейт Форбс, министр финансов. Но последняя связана со Свободной церковью Шотландии, в то время как большинство шотландцев – пресвитериане», – рассуждает старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что лейбористы могут в этой ситуации выиграть политические очки, с учетом того что социальная повестка становится все более важной. Лейбористы предлагают улучшить трудовое законодательство, увеличить соцобеспечение, ввести налоги на сверхприбыль. Также от отставки могут выиграть зеленые, которые в коалиции пока значимой роли не играют. ШНП же без Стерджен рискует лишиться консолидации.
«Сначала первый министр старалась добиться разрешения Лондона на новый референдум, а потом обратилась в Верховный суд, в том числе используя положение о праве наций на самоопределение. Получив отказ, националисты, видимо, разуверились в своих возможностях. К тому же опросы показывают, что более 50% сторонников выхода из Соединенного Королевства не набирается. Пик приходился на время пандемии, потом все меньшее число шотландцев хотело независимости», – отмечает Охошин.