Полиция в столице Синьцзяна Урумчи по ночам усиливает патрулирование. Фото Reuters
Евросоюз и Китай на этой неделе возобновят диалог по правам человека. Обсуждение было приостановлено в 2021 году, после того как ЕС наложил санкции на четырех китайских чиновников, обвиненных в причастности к репрессиям против уйгуров и других мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР. Пекин ответил, что обвинения сфабрикованы и основаны на презумпции вины. В ЕС готовы закрыть глаза на то, что происходит в СУАР, ради того, чтобы вступило в жизнь соглашение об инвестициях с Китаем – главным торговым партнером блока.
Политики в США и ЕС не устают говорить о том, как сплотили события в Украине Америку и ее партнеров в Европе. Но когда речь идет об отношениях с Китаем, это единство оказалось трудноразличимым. Не случайно в последние месяцы европейские лидеры один за другим посещали Китай. Среди них канцлер ФРГ Олаф Шольц и председатель Евросовета Шарль Мишель. А весной за ними последуют президент Франции Эмманюэль Макрон и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.
Подоплека желания съездить в Поднебесную очевидна: ведь она главный торговый партнер ЕС. Кроме того, Брюссель хочет разморозить соглашение с КНР об инвестициях, которое было подписано в 2020 году, но так и не было ратифицировано. Однако пока возобновляемый диалог будет посвящен правам человека. Два года назад Китай и ЕС взаимно наложили друг на друга санкции. Первым начал ссору Брюссель. Он подверг рестрикциям китайских чиновников, которые, как полагают, замешаны в нарушениях прав человека в СУАР.
Это будет уже 38-й тур обсуждений по столь острому вопросу между Китаем и ЕС. Как напоминает South China Morning Post, претензия Евросоюза к Пекину состояла в том, что против уйгуров была развернута кампания преследования.
В докладе бывшего верховного комиссара ООН по правам человека Мишель Бачелет в 2022 году говорилось, что, возможно, в СУАР эта кампания граничит с «преступлениями против человечности». Пекин отверг доклад, утверждая, что власти принимали меры против террористов и религиозных экстремистов. И вот теперь Пекин и Брюссель договорились вновь обсудить положение в СУАР.
Можно полагать, что Брюссель относится к переговорам очень серьезно. Иначе он не дал бы добро на приезд в Бельгию 21 февраля Эркина Тунияза, заместителя секретаря местной организации Коммунистической партии и председателя правительства Синьцзяна. А до встреч с чиновниками ЕС Тунияз пообщается в конце этой недели с британскими чиновниками. Тунияз был подвергнут американским санкциям. Но Лондон и Брюссель его в свои черные списки не включали. Тем не менее, Самюэль Когалати, бельгийский парламентарий, заявил: «Диалогу с Китаем по климату и миру – «да». Но не надо расстилать красный ковер лидеру, который был непосредственно причастен к преступлениям против уйгуров».
Китайская дипломатия делает вид, что не слышит подобных протестов. Фу Кун, посол Китая при ЕС, заявил: «Китай и Евросоюз должны одновременно отменить санкции», чтобы разморозить Всеобъемлющее соглашение по инвестициям, ратификацию которого Европейский парламент заблокировал в мае 2021 года из-за Синьцзяна.
В беседе с «НГ» Андрей Островский, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, отметил: «Китай занимает первое место по размеру торговли с ЕС – это порядка 800 млрд долл. в год. Инвестиции из ЕС в Китай относительно невелики. Главный инвестиционный партнер Китая – это Гонконг. Китай не очень заинтересован в инвестициях из ЕС. Но сам хочет расширить свои инвестиции в Европе, особенно в Италии, Испании, Франции. В частности, Китай вложил в порт Пирей в Греции приличные суммы. Но ЕС регулярно блокирует эти соглашения с Китаем. Сейчас обе стороны пытаются вывести переговоры из тупика. Конечно, этому мешают заявления европарламентариев о притеснениях уйгуров».