Испании в одиночку не удастся защитить Сеутскую стену от прорыва. Фото Reuters
Перекрыть один из важнейших каналов нелегальной миграции в Евросоюз попытаются власти Испании. Для этого они стремятся нормализовать отношения с Марокко, за последние годы ухудшившиеся по многим причинам, но главным образом – из-за разного видения будущего Западной Сахары, которую марокканские власти по-прежнему считают своей территорией.
Премьер-министр Испании Педро Санчес встретился с главой правительства Марокко Азизом Аханнушем в Рабате. По итогам переговоров было заявлено, что обе страны обязуются не делать конфронтационных заявлений, касающихся Западной Сахары, а также Сеуты и Мелильи. От претензий на эти два испанских анклава в Северной Африке Марокко по-прежнему официально не отказалось. «Мы взяли на себя обязательство взаимного уважения», – заявил Санчес, подтверждая намерение укрепления дипломатических отношений двух стран. «В нашей политической практике мы будем избегать всего, что, как мы знаем, оскорбляет другую сторону», – прибавил он.
Вместе с Санчесом в столицу Марокко отправились 11 министров, чтобы обсудить вопросы экономического сотрудничества и миграции, пишет AP. Ожидается, что в ближайшее время будут подписаны соглашения об установлении новых таможенных постов в Сеуте и Мелилье. Именно через эти анклавы нелегалы постоянно пытаются попасть на территорию Испании. А та всеми силами старается депортировать их обратно в африканские страны.
Столь представительный визит, первый за восемь лет, – это второй этап восстановления отношений между двумя странами. Первый был в апреле 2022 года, когда Санчес встретился с королем Марокко Мохаммедом VI. Их встреча стала символом того, что Рабат оставляет обиды в прошлом. А сами эти обиды возникли в 2019 году, когда выяснилось, что лидер Фронта Полисарио Брахим Гали тайно приехал в Испанию лечиться. Фронт Полисарио борется вооруженным путем за независимость Западной Сахары от Марокко. Для марокканских властей Гали ни много ни мало – террорист. Тогда дело дошло до отзыва посла Марокко в Испании. Он вернулся только весной 2022 года.
Мадрид после этого настолько захотел реабилитироваться перед Рабатом, что даже поддержал марокканский план по автономии Западной Сахары – территории своей бывшей колонии. На этот раз гнев обрушился уже со стороны Алжира, отозвавшего своего посла для консультаций из Испании (см. номер от 20.03.22). Алжирские власти поддерживают Фронт Полисарио и не признают стремление Марокко распространить свой суверенитет на Западную Сахару.
Испанцев не остановило даже то, что они импортируют алжирский газ. Правда, к счастью для Мадрида, контракт у них довольно выгодный, а главное – долгосрочный. В этом смысле аннуляция договора о добрососедстве летом 2022 года, когда Алжир прекратил торговые связи с Испанией, не повлияла на выполнение обязательств по поставкам газа, пожалуй главного важного пункта в экономических отношениях Алжира и Мадрида.
Пока же Испания при Санчесе продолжает отдавать предпочтение Марокко, хотя и имеются скромные попытки Мадрида выправить отношения с бывшей французской колонией.
За последнее время Марокко успело показать, как будет сложно испанским пограничникам, если Рабат займет позицию невмешательства. В мае 2021 года буквально за один день так называемую Сеутскую стену (сеть заграждений, призванных помешать нелегальной миграции) перешло более 8 тыс. нелегалов. Санчесу пришлось отменять запланированные международные визиты и лично решать проблему. Для того чтобы остановить незаконных мигрантов, пришлось привлечь вооруженные силы.
Тем самым Марокко напомнило своему северному соседу, что ссориться двум странам не с руки. Ситуация усугубляется тем, что после свержения и смерти Муаммара Каддафи не осталось хаба для возврата африканских и ближневосточных нелегалов на родину. Нынешняя Ливия, где все еще не закончилась гражданская война, такую роль играть не может. В какой-то мере центром миграционных проблем в кризис 2015–2016 годов стала Турция. Там были созданы и находятся до сих пор лагеря беженцев, финансируемые из бюджета Евросоюза. Поток нелегалов из Сирии в последнее время ослаб, а из Африки – нет. Значительная часть нелегалов пытается попасть в Европу через Марокко. По некоторым данным, Испания уже перехватила у Италии сомнительную славу ключевой страны ЕС, через которую в Европу попадают незаконные мигранты. Что будет, если какой-нибудь из многочисленных африканских вооруженных конфликтов приведет к новому миграционному кризису? Как показывает опыт миграционного кризиса 2015–2016 годов, без контроля за границей по ту сторону Евросоюза останавливать поток нелегалов становится практически нереально.