К протестующим медсестрам и железнодорожникам теперь активно присоединяются учителя. Фото Reuters
В Британии начались протесты учителей после того, как профсоюзы не сумели договориться о росте оплаты труда в соответствии с инфляцией, достигшей 11%. Временно закрываются примерно 23 тыс. школ. Правительство настаивает на том, что необходимо перейти к режиму экономии, и готово повысить зарплаты педагогам лишь на 5%. Однако в случае продолжения протестов рецессия может усилиться, учитывая, что бастуют медсестры, таможенники, железнодорожники. МВФ прогнозирует падение ВВП страны на 0,6% к концу года, а брекзит все чаще признается неудачным решением.
Даунинг-стрит и представители профессий, связанных с государством, продолжают спорить по поводу уровня заработной платы. После последних неудачных контактов властей и представителей профсоюзов последние призвали выходить учителей на улицы. По данным британских СМИ, число протестующих в среду могло достичь рекордных 500 тыс. человек, чего не было последние десять лет. Из них порядка 300 тыс. – это учителя, остальные же – представители университетов, госслужащие, а также граждане, которые поддерживают педагогов в их притязании на достойную оплату труда.
В среду выступления начались в Англии и Уэльсе, продолжатся они в Шотландии. Всего протестная программа рассчитана больше чем на две недели. СМИ подчеркивают, что в период с 2010 по 2022 год реальный уровень заработной платы учителей упал на 11%.
Министр образования Джиллиан Киган заявила, что требования значительного повышения заработной платы лишь подтолкнут инфляцию. «Мы не можем позволить себе повысить зарплаты одной части работников, что приведет к росту инфляции и ухудшит положение всех остальных. Это экономически неразумно», – сказала она в среду.
В начале января правительство столкнулось с протестами медсестер, у которых были схожие требования – повысить зарплаты в соответствии с уровнем инфляции (см. «НГ» от 09.01.23). Так или иначе протесты бюджетников затрудняют нормальное функционирование экономики страны и жизнь ее граждан. Например, выступления медработников привели к тому, что плановых операций ждали 7 млн британцев. А следствием рождественских протестов таможенников и железнодорожников стало то, что многие британцы не добрались до своих родственников.
При этом будущее экономики страны, по которой серьезно ударил брекзит, выглядит мало обнадеживающим. Британия рискует стать единственной развитой страной, у которой ВВП снизится в этом году, прогнозирует МВФ. Впрочем, аналитики отмечают то, что в 2022 году страна сумела показать неплохие результаты: ее ВВП увеличился на 4,1%, в то время как по ЕС средний показатель роста не превышал 3,6%.
«Забастовки становятся привычным явлением в жизни Британии с осени прошлого года. Бастуют в том числе работники транспорта и юридической сферы. Но правительству в этом году вряд ли удастся стабилизировать денежную систему. У премьер-министра Риши Сунака пока не проглядывается четкий план действий. При этом он сам 31 января заявил, что брекзит был позитивным явлением, в том числе в области гражданских прав и конкурентоспособности. Реальность же свидетельствует об обратном», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
Гай Хэндс, один из главных спонсоров Консервативной партии, назвал брекзит ни много ни мало катастрофой. А социальные противоречия могут нанести еще больший урон экономике.
«Возможно, правительству все же следует прислушаться к мнению протестующих, несмотря на проблемы, которые испытывают бюджет и экономика. Дело в том, что сами по себе протесты приводят к потере важного рабочего времени и рецессия может углубиться. В ответ же Палата общин пока лишь ужесточила административные меры против протестующих. Ситуация напоминает «Зиму тревоги» 1979 года, ознаменовавшуюся массовыми протестами при неуступчивости властей», – подчеркнул Охошин.