Последний раз Владимир Путин и Си Цзиньпин общались с глазу на глаз на саммите ШОС в Самарканде. Фото Sputnik/Reuters
Весной состоится визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. МИД РФ указывает, что визит еще больше укрепит двусторонние связи, а также напоминает, что две державы противодействуют доминированию США в мире. Но Пекин, как и Вашингтон, стремится нормализовать китайско-американские взаимоотношения. Не случайно на днях в Китай прибывает госсекретарь США Энтони Блинкен. Главной темой переговоров станет Украина. Как говорят эксперты, на позицию Китая это не повлияет. Он не собирается вмешиваться в конфликт.
В том, что визит Си в Москву состоится, сомневаться не приходится. Хотя на момент подписания этого номера в печать Пекин о нем ничего не сказал. В информации МИД РФ раскрывается важная деталь – Москва ожидает приезда высокого гостя весной. В дипломатическом ведомстве напомнили, что контакты между председателем КНР и президентом РФ Владимиром Путиным носят доверительный характер и играют ведущую роль в углублении многоплановых связей между нашими странами.
Еще один важный момент. Лидеры двух государств обсудят как состояние экономического сотрудничества двух держав, так и региональные и международные вопросы. В частности, речь пойдет об укреплении многополярной системы международных отношений, защите авторитета ООН.
Газета South China Morning Post напоминает, что в последний раз лидеры общались лицом к лицу в сентябре на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Узбекистане. А на сей раз поездка Си совпадет по времени примерно с первой годовщиной начала специальной военной операции (СВО) в Украине. Она стала причиной того, что Запад наложил на Россию беспрецедентные по масштабу санкции. Несмотря на это, товарооборот с Китаем значительно вырос. Россия – самый крупный поставщик нефти в Китай, второй по объему поставщик трубопроводного газа и четвертый – сжиженного газа. Это экономический фундамент взаимодействия. Он находит отражение в политике, в координации действий на международной арене.
Понятно, это никак не устраивает США. Причем первым вопросом, который поднимет Блинкен в Пекине, будет Украина. Госсекретарь будет добиваться от китайцев ответа: не помогают ли китайские компании России поставками нелетальных видов оружия. Имеются в виду травматические виды оружия, водометы, слезоточивый газ и тому подобное.
По словам Майкла Суэна, старшего сотрудника мозгового траста Quincy Institute в США, на этот счет добиться какой-то договоренности вряд ли возможно. Китай будет утверждать, что ведет нормальную торговлю с Россией. Однако есть разница между тем, что делает центральная власть и некоторые организации на провинциальном уровне. Тут госсекретарю не удастся получить от китайцев разъяснения. По мнению других американских китаистов, Пекин не ослабит взаимодействие с Россией. Она служит Китаю тылом в конфронтации с США.
В более широком контексте недоверие между Вашингтоном и Пекином усиливается. Китай считает, что Америка хочет его ослабить и сдержать. А США думают, что Китай домогается господства в Азии. Особенно трудноразрешимы их противоречия по Тайваню, утверждает Суэн.
В беседе с «НГ» Михаил Карпов, доцент Высшей школы экономики, отметил: «Си Цзиньпин, конечно, приедет. Китай заинтересован в связях с Россией. Терять эти контакты он не хочет. Но не думаю, что это будет совпадать с годовщиной СВО. Китайская позиция по этому вопросу сложная. На Западе звучит много провокационных комментариев, особенно со стороны так называемых диссидентов, которые намеренно преувеличивают близость позиций Пекина и Москвы».
Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, в разговоре с «НГ» сказал, что задержка с объявлением визита Си в Пекине носит технический характер. Возможно, по китайской процедуре нужно об этом объявлять позже. Что касается заявлений о том, что Москва и Пекин борются против американского доминирования, то тут вряд ли китайцы будут возражать. Ведь борьба с доминированием не равносильна войне или конфликту. Советский Союз тоже боролся с американским доминированием и в то же время достигал соглашений с США. Что касается Украины, позиция Китая известна. Он выступает за такое мирное соглашение, которое будет учитывать законные озабоченности в области безопасности всех сторон. В том числе России. Китай не будет менять свой курс, что бы Блинкен ни говорил».