Ллойд Остин заверил, что США готовы защитить союзника, если понадобится, и ядерным ударом. Фото Reuters
Министр обороны США Ллойд Остин во время визита в Сеул заявил, что его страна готова защищать Южную Корею любым оружием – если понадобится, то и ядерным. Напоминание адресовано не только КНДР. Президент Южной Кореи Юн Сок Ёль две недели назад допустил, что его страна может самостоятельно получить ядерную бомбу, чтобы защитить себя от угроз с Севера. Этот вариант Вашингтон категорически не устраивает.
В последнее время высокопоставленные представители западных военных структур – частые гости в Сеуле. Не успел завершиться визит в Республику Корея генсека НАТО Йенса Столтенберга (см. «НГ» от 30.01.23), как приехал Остин. Он провел переговоры с южнокорейским министром обороны Ли Чжон Сопом и с Юн Сок Ёлем.
Глава Пентагона говорил с ними в том числе о том же, о чем беседовал Столтенберг с президентом республики, – об Украине. Генсек НАТО, пока безуспешно, добивается от Южной Кореи увеличения прямой и косвенной военной помощи Киеву. По-видимому, это не удалось и Остину. «Касательно вопроса о поставках нашего оружия [Киеву]. Мы внимательно следим за ситуацией в Украине. Это и будет мой ответ», – сказал Ли Чжон Соп.
Больше конкретики прозвучало при комментарии ситуации, за которой в Южной Корее действительно более чем внимательно следят, – это активность КНДР. Юн Сок Ёль, судя по сообщению его администрации, сказал Остину, что «ядерная угроза со стороны Северной Кореи растет с каждым днем», и призвал «поддерживать тесные консультации» между двумя странами. Глава Пентагона пообещал так и делать. Кроме того, США и Южная Корея собираются увеличить масштабы совместных полевых учений, которые неизменно раздражают власти КНДР, но успокаивают южнокорейское население, традиционно опасающееся вторжения с Севера.
Но самой резонансной частью визита Остина стало его заявление на совместной с Ли Чжон Сопом пресс-конференции. «Наша приверженность защите Республики Корея по-прежнему несокрушима. Соединенные Штаты твердо придерживаются обязательства в сфере расширенного сдерживания, которое предполагает использование полного набора военных средств США, включая обычное и ядерное оружие, а также средства противоракетной обороны», – сказал он.
О готовности ответить ядерным ударом на вторжение КНДР американцы говорили разве что во времена Дональда Трампа. Памятна его шутка о том, что северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну не надо бы пугать мир своей ядерной кнопкой, потому что она есть и у американского президента. «И в отличие от вашей она работает», – сказал тогда Трамп.
Напрашивается предположение, что об американском «ядерном зонтике» над югом Корейского полуострова США решили напомнить в связи с недавними событиями. Две недели назад Юн Сок Ёль заявил, что его страна может «разместить у себя тактическое ядерное оружие или обзавестись им», разумеется, в случае если не останется другого способа обуздать Северную Корею (см. «НГ» от 12.01.23). Это заявление было непосредственно связано с событиями конца декабря. Тогда северокорейские беспилотники впервые с 2017 года далеко вторглись в южнокорейское воздушное пространство. Однако курс на жесткие ответные действия Северу вполне соответствует убеждениям Юн Сок Ёля и его единомышленников из правоконсервативной партии «Силы народа», которая его выдвинула в президенты. Конечно, лидер страны говорил о получении ядерной бомбы как о гипотетической возможности. Но расширение ядерного клуба, пусть даже за счет своего давнего союзника, США не может не пугать.
«Американцы, чтобы не допустить превращения Южной Кореи в ядерную державу – а это, учитывая ее технологические возможности, вполне может быть, – вынуждены подтверждать действенность своих гарантий. Это тот случай, когда США придерживаются стратегии расширенного сдерживания. В ее рамках американцы готовы применить ядерное оружие не только при нападении на их территории, но и при атаке на их союзников. Заявление Остина, конечно, не может не вызывать озабоченность у России. Речь ведь идет о Северной Корее – стране, у которой с РФ общая государственная граница», – сказал «НГ» главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк.