Судья Шиофра О’Лири признала иск Нидерландов и Украины к России приемлемым. Кадр из видео с сайта www.coe.int
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что иски к России за действия, совершенные властями ДНР и ЛНР, являются правомерными. Это, в частности, означает, что ответственность за взрыв малайзийского Boeing в июле 2014 года скоро будет возложена как на российское государство, от которого потребуют компенсации, так и на конкретных чиновников РФ, против коих теперь на Западе могут быть возбуждены уголовные дела. Впрочем, правомерность решений ЕСПЧ Москва не признает и исполнять их не намерена.
В среду в Доме прав человека в Страсбурге председатель ЕСПЧ Шиофра О’Лири зачитала сокращенный вариант решения суда по совместному иску Украины и Нидерландов против РФ. Он признан приемлемым. В исковом заявлении говорится о нарушении Конвенции о правах человека властями ДНР и ЛНР, выразившемся в том числе в уничтожении малайзийского Boeing. В ноябре 2022 года окружной суд Гааги вынес заочный приговор Игорю Гиркину (Стрелкову), Сергею Дубинскому и Леониду Харченко, на момент 2014 года – военнослужащих ДНР. Они были признаны виновными в гибели самолета, в результате чего лишились жизни 298 человек, и приговорены к пожизненному заключению, а также к уплате штрафа в 16 млн евро. В тексте приговора говорилось, что Россия на тот момент контролировала власти ДНР, был упомянут тогдашний помощник президента РФ Владислав Сурков. Однако каких-либо обвинений против российских должностных лиц выдвинуто не было. Это объяснялось главным образом тем, что не имеется юридической основы для такого рода обвинений. Ведь в 2014 году официальная позиция РФ была однозначна: в Украине идет гражданская война между центральными властями и народом Донбасса.
В том числе, для того, чтобы такая правовая основа появилась, Украина и Нидерланды и обратились в Европейский суд по правам человека. Истцы, согласно их заявлению, добиваются определения территориальной и временной границы «оккупации Донбасса» Россией. Согласно украинской позиции, власти РФ еще с апреля 2014 года контролировали ДНР и ЛНР, а Стрелков, направившийся со своим отрядом в Славянск, действовал по указанию Кремля. Как сообщила О’Лири, суд решил, что под его юрисдикцию события на Донбассе подпадают с 11 мая 2014 года – то есть с референдума о самоопределении, проведенном в ДНР. С этого момента, как говорится в решении ЕСПЧ, «территории, захваченные сепаратистами, находились под контролем Российской Федерации». Это не совсем то, на чем настаивала украинская сторона. Однако возложить ответственность на Россию за гибель малайзийского Boeing данное решение позволяет.
Представители РФ участие в работе суда не принимали. Россия покинула Совет Европы с 16 марта 2022 года и перестала быть членом Европейской конвенции по правам человека. Как разъяснял ЕСПЧ, иски против РФ могут подаваться только по событиям, имевшим место до этой даты. Впрочем, исполнять решения по ним Россия все равно не будет. Соответствующий закон, принятый Госдумой, вступил в силу еще летом.
Как разъяснил в интервью «Известиям» генеральный прокурор РФ Игорь Краснов Россия исполнила решения ЕСПЧ о выплате компенсаций, но только по тем из них, что вступили в силу до 15 марта 2022 года. Общая сумма, выплаченная по 376 заявлениям, по его словам, составила 4,65 млн евро. Иски против РФ все равно принимаются ЕСПЧ. Последнее громкое решение, касающееся России, Страсбургским судом было принято 24 января. Он присудил компенсацию журналистке Зое Световой и ее семье за обыск, проведенный в ее квартире в 2017 году. Компенсация не будет выплачена.
Следует заметить, что иски по делу о сбитом Boeing были поданы не только в Европе. Еще в 2018 году члены семей 25 жертв авиакатастрофы обратилась в американский суд. Тот постановил, что Стрелков должен выплатить по 20 млн долл. каждому из 24 истцов – в общей сложности 480 млн долл. Тогда же адвокаты истцов, да и сами они не скрывали, что считают возможность получения этих денег равной нулю.
А сам Стрелков, не признавая своей вины, иронизировал в соцсетях что его военной пенсии, зарплаты и квартиры на эту компенсацию не хватит. Теперь же вероятность того, что она будет выплачена, но за счет средств российского государства повысилась. Все-таки общая сумма российских активов, арестованная на Западе после 24 февраля 2022 года, значительно превышает четыре сотни миллионов долларов.