Фото Reuters
В парламенте Японии активно обсуждают возможное повышение налогов. За счет него правительство намерено побороть устойчивый тренд на снижение рождаемости, остающейся одной из самых низких в мире, и, главное, повысить расходы на оборону. Стратегическую цель – модернизацию армии – премьер-министр Фумио Кисида открыто провозгласил. Его критики указывают, что правительство, рейтинги которого упали уже до 26,5%, могло бы вместо повышения налогов попытаться более эффективно использовать уже имеющиеся средства. Однако оппозиция не консолидирована, так что вероятность блокировки планов Кисиды не так уж велика.
Еще в декабре правительство утвердило несколько программных документов в сфере безопасности, которые предусматривают увеличение оборонных расходов в ближайшие пять лет почти в два раза. На оборону предполагается тратить минимум 2% ВВП в год, как тратят страны НАТО. Сейчас годовые оборонные расходы Японии не превышают 1,24%. Только так, утверждал Кисида, страна сможет должным образом реагировать на вызовы времени: угрозу со стороны Северной Кореи, «деструктивную активность» Китая и России. Вдобавок на этой неделе он заявил, что сокращение и так низких показателей рождаемости грозит обернуться в будущем национальной катастрофой, и пообещал в два раза увеличить расходы на меры, которые побудили бы японцев больше рожать.
Теперь правительство дает понять обществу, что за достижение этих амбициозных целей надо раскошелиться. Скорее всего повышать придется не только акцизы на табак и алкоголь, но и, как сообщает агентство Kyodo News, самый главный налог – потребительский. А это в стране очень непопулярно. По данным опросов JiJi, против увеличения потребительского налога выступили 56,7% респондентов, а за – всего 20,8%. Среди последних много убежденных сторонников правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), которые по большей части меру одобряют как неотвратимую. К тому же большой рост потребительского налога правительство не обещает. Более ощутимо могут увеличиться сборы с продажи сигарет.
А между тем популярность Кисиды продолжает уменьшаться. Первый удар по его рейтингу нанесли события лета прошлого года. Тогда после убийства Синдзо Абэ (убийца объяснял свой мотив тем, что правящая партия была связана с деструктивной религиозной организацией) действительно всплыли факты связи ЛДП с «Церковью объединения» (мунистами). С декабря наступил второй этап снижения рейтинга премьера. Опрос того же агентства JiJi свидетельствует, что 45,2% японцев выступают за проведение досрочных выборов, в то время как против подобного шага высказались лишь 23,1% респондентов. Деятельность премьер-министра отрицательно оценивают 43,6% опрошенных.
«Кисида старается для повышения популярности использовать внешнеполитическую повестку: совершил турне в Европу, встретился с Джозефом Байденом, намерен принимать у себя саммит G7. Также Япония председательствует в Совбезе ООН и критикует Россию. Проблема для премьера в том, что избирателя больше интересуют дела внутри страны. А повышение потребительского налога, который и так несколько кабинетов довели с 3 до 10%, не обрадует народ, равно как повышение корпоративного налога – деловой мир», – поясняет руководитель Центра исследований Японии Института Китая и современной Азии РАН Валерий Кистанов.
Спасительным для Кисиды является то, что объединенной коалиции против него и ЛДП не намечается. К тому же 58,7% респондентов заявили, что конкретную партию они не поддерживают. В этих условиях ЛДП может рискнуть, согласиться на досрочные выборы, выиграть их и, заручившись таким образом мандатом общества, повысить налоги. «Это действительно возможно, и ЛДП власть не потеряет. Оппозиция разрозненна и состоит из многих партий. Досрочные парламентские выборы могли бы даже помочь Кисиде с рейтингами», – считает Кистанов
Эксперт в разговоре с «НГ» предположил, что у премьера могут возникнуть проблемы не столько на парламентских выборах, сколько на выборах главы партии в 2024 году. Тут могут сказаться все неудачи в экономике. Кистанов обращает внимание на то, что хотя со времен правления Синдзо Абэ корпоративные доходы выросли, а иена стабилизировалась, основная часть японцев это на себе не ощутила. «Проблемы инфляции и цен на энергоносители прямо затрагивают основную массу населения здесь и сейчас. Кисида обещает японцам «новый капитализм», но внутреннего наполнения этот лозунг так и не получил», – считает эксперт.