Мусульмане Турции и других стран протестуют против осквернения Корана. Фото Reuters
Соратники президента Реджепа Тайипа Эрдогана констатировали регресс в переговорах о расширении НАТО. Представители Партии справедливости и развития (ПСР) заявили, что скандал вокруг сожжения Корана у здания турецкой дипмиссии в Стокгольме делает бессмысленными любые контакты со Швецией. Более нейтрально при этом Анкара высказывается о другом кандидате – Финляндии, что создает между двумя скандинавскими странами конкуренцию. Некоторые турецкие политики возобновили разговоры о том, что их страна должна покинуть НАТО.
О том, что ситуация вокруг ультраправой акции в Стокгольме создала серьезное препятствие в диалоге о расширении НАТО, заявил официальный представитель ПСР Омер Челик. По его словам, в процессе переговоров с Хельсинки и Стокгольмом «нет прогресса, а, наоборот, регресс».
«Швеция сама довела себя до такого состояния: она не смогла выполнить ни одного из своих обещаний, – подчеркнул соратник Эрдогана. – Финляндия хочет позитивно отличиться в этом процессе. Именно поэтому она будет разговаривать с НАТО. Финляндия и Швеция – это две разные страны. После того как Финляндия предпримет правильные шаги в сфере борьбы с терроризмом, она, конечно, будет отличаться от Швеции».
Отвечая на своем регулярном брифинге на серию вопросов о том, готова ли администрация президента США Джозефа Байдена одобрить вступление двух скандинавских государств в НАТО порознь, официальный представитель Госдепа Нед Прайс заметил, что изначально велся разговор именно о синхронном процессе. «Это всегда была дискуссия о Финляндии и Швеции, двух странах», – подчеркнул он. По его словам, Вашингтон предпочел бы, чтобы соответствующие переговоры продолжали вестись в трехстороннем формате – между Анкарой, Стокгольмом и Хельсинки. Прайс подчеркнул, что одна из целей – сделать Североатлантический альянс «более целеустремленным и более сплоченным, чем когда-либо во время холодной войны».
При этом официальный представитель дипведомства выразил предположение, что сожжение Корана у здания посольства Турции в Стокгольме выгодно третьим сторонам. «Факт того, что есть лица, которые извлекают выгоду из прочных, устоявшихся демократических принципов, охраняемых Швецией, является гнусным, отвратительным и предосудительным, – заявил спикер Госдепа. – Я не буду говорить про мотивы в контексте инцидента, однако, как вы слышали от наших шведских партнеров, безусловно, есть обеспокоенность, что провокаторы, которые не хотели бы видеть Швецию в НАТО, причастны к этому». Тем не менее Прайс отказался указывать на конкретных бенефициаров провокации, несмотря на наводящие вопросы журналистов о «руке Москвы».
Предположения о том, что процесс движения Стокгольма и Хельсинки в НАТО может проходить раздельно, звучали с прошлого года. При этом оппозиционные Анкаре порталы утверждали, что ее официальные лица специально посылают своим коллегам из двух скандинавских государств разнонаправленные сигналы. Так, базирующаяся в Стокгольме диссидентская платформа Nordic Research Monitoring Network (NRMN) отмечала, что каждому кандидату на вступление Турция якобы давала понять, что его шансы выше, чем у другого. Это, вероятно, должно было сформировать конкурентную атмосферу, стимулирующую претендентов более ответственно подходить к выполнению предъявленных Турцией требований.
Тем временем в самой Анкаре звучат голоса в пользу выхода республики из НАТО. Заместитель председателя турецкой партии «Родина» Этхем Санджак допустил, что страна может решиться на демарш. «События заставляют нас предпринимать такие действия, – пояснил он. – НАТО своими провокациями вынуждает нас так поступить: они пытаются противопоставить нас нашему соседу, Греции. Турция покинет НАТО через пять-шесть месяцев. Еще они пытаются втянуть нас в водоворот на Ближнем Востоке. Наконец, вы видите акции против Корана в Швеции и Нидерландах». В то же время депутат подчеркнул, что за последний год доверие турецкого общества по отношению к США упало, в то время как по отношению к России – повысилось.
Такой же точки зрения на членство в военном блоке придерживается союзник Эрдогана по парламентской коалиции – председатель Партии националистического движения Девлет Бахчели. Комментируя акцию в Стокгольме, он выразил уверенность, что ее организаторы вынашивали более изощренные планы. «Цель состоит в том, чтобы поддержать создание политического и дипломатического климата для исключения Турции из НАТО», – подчеркнул лидер националистов.
Как напомнил «НГ» профессор Университета Анкары Тогрул Исмаил, заявления о возможном выходе Турции из НАТО звучали всегда, и одной из причин тому служит политика США. «Давайте посмотрим на вещи реально. Насколько Турции необходим выход из НАТО? Членство – это прежде всего уменьшение затрат на оборону, улучшение военных технологий и снаряжения. Кроме того, это защита не только от внешних врагов, но и от тех сил, которые находятся в составе НАТО», – отметил эксперт. По его словам, принадлежность к альянсу предохраняет от нападок, а также дает возможность сохранить свою независимость. Комментируя то, куда могут зайти переговоры о расширении НАТО, Исмаил подчеркнул, что все зависит только от действий Швеции.
В свою очередь, эксперт по международным отношениям Владимир Фролов, отвечая на вопрос «НГ» о стремлении США сделать процесс вступления Стокгольма и Хельсинки в блок синхронным, заметил, что «приоритет одновременному вступлению связан с глубиной обороны и операциями на Балтике». «Но не исключаю и последовательного процесса, – пояснил собеседник «НГ». – Плюс это еще и решение саммита НАТО в Мадриде о параллельном вступлении, но его можно скорректировать на следующем саммите. Одновременно все проще конечно». Теперь, по словам эксперта, остается ждать результатов всеобщих выборов в Турции, которые, если верить властям, могут пройти в этом году досрочно – уже в весенние месяцы.