Президенты Бразилии и Аргентины формально ждут Николаса Мадуро, но он остается в Каракасе. Фото Reuters |
Мадуро и Лула не смогут встретиться уже во второй раз с момента избрания бразильского президента. Ранее они могли побеседовать на инаугурации Лулы. Президент Венесуэлы был приглашен на церемонию, но отказался от участия. Каракас в итоге представлял председатель Национальной ассамблеи Венесуэлы Хорхе Родригес. СМИ отмечали, что опасения могли быть у обеих сторон: как у Мадуро, который вообще практически не выезжает из страны, так и у бразильского столичного аэропорта, который мог оказаться под американскими санкциями. Напомним, в марте 2020 года Вашингтон пообещал 15 млн долл. за информацию о Мадуро, которая способствовала бы его аресту. Против президента Боливарианской Республики были выдвинуты обвинения в наркотерроризме и коррупции.
Примерно то же самое происходит и сейчас: приезд Мадуро в Буэнос-Айрес отменяется в последний момент. В ABC отмечают, что известие о возможном визите венесуэльского лидера в столице Аргентины многие восприняли достаточно эмоционально, выйдя на протесты. Речь идет не столько о правых аргентинских активистах, сколько об уехавших венесуэльцах, которых в стране немало и которые явно не питают любви к президенту, от чьего руководства они бежали.
Официальный Каракас заявляет, что поездка отменяется из-за якобы имевшейся информации о том, что на президента и других представителей может быть совершено покушение.
«За последние несколько часов мы были неопровержимо проинформированы о плане, разработанном правым неофашистским крылом, целью которого является осуществление серии нападений на нашу делегацию», – заявили в венесуэльской столице.
Однако интересно то, что после такого заявления Каракас отнюдь не отозвал свою делегацию, которую теперь возглавляет новоявленный министр иностранных дел Иван Хиль Пинто. Или Венесуэле не жалко своих представителей, которые, если верить официальным заявлениям, могут подвергнуться нападению, или речь идет скорее о предлоге для того, чтобы как-то оправдать неучастие в саммите СЕЛАК президента страны. Хотя, конечно, нельзя отрицать и того, что отсутствие Мадуро увеличивает безопасность представителей Боливарианской Республики, равно как и то, что Мадуро просто-напросто может опасаться за свою. При этом любопытно, что первой об отмене визита сообщила не венесуэльская, а бразильская сторона.
«Мадуро не будут поддерживать просто из-за того, что он левый, с учетом того, что президент Венесуэлы себя дискредитировал и хорошие отношения его связывают лишь с Кубой, Боливией и Никарагуа. С Колумбией произошла нормализация отношений, но не более того. То же самое, видимо, будет с Бразилией и Аргентиной», – отметил директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ профессор Виктор Хейфец.
В разговоре с «НГ» он сказал, что Лула будет взвешивать каждый свой поступок и постарается соблюдать баланс, диверсифицируя связи Бразилии ради экономических преимуществ.
«Слова об идеологическом единстве, конечно, будут, и Бразилиа не станет указывать Каракасу на нарушения прав человека, но в целом бразильский президент попробует сотрудничать как с левыми, так и с правыми силами. Так было, кстати, и в прошлые сроки его правления. С Мадуро отношения будут поддерживаться, но ни о каком антиамериканском объединении левых режимов при Луле речи идти не будет», – считает Хейфец.