Протестующие против соглашения с Эрдоганом порой выходят за рамки. Фото Reuters
Впервые финские власти допустили, что их страна может завершить все формальности, связанные с окончательным присоединением к НАТО, самостоятельно, а не в паре со Швецией. Собственно, формальность осталась одна: уговорить Турцию согласиться на ратификацию договора о присоединении двух североевропейских государств к альянсу. А теперь это вряд ли возможно, по крайней мере до мая 2023 года.
Провал шведско-финско-турецких переговоров фактически признал глава МИД Финляндии Пекка Хаависто. Ведь договориться с Турцией до мая, когда там состоятся всеобщие выборы, не получится. «Финляндии, возможно, придется пересмотреть свою заявку на одновременное членство в НАТО со Швецией, если заявка Швеции будет отложена на более длительный период времени», – сказал Хаависто. При этом он счел нужным подтвердить, что вариант, при котором обе страны вступят в альянс одновременно, по-прежнему остается для Хельсинки приоритетом – то есть что Стокгольм в любом случае как был ключевым союзником его страны, так им и останется. Просто иного выхода, как самим договариваться с турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, может и не быть.
Действительно, ситуация, которая сложилась сейчас, не предполагает стандартных решений. Протоколы о присоединении к НАТО Швеции и Финляндии были подписаны еще летом 2022 года. Тем не менее обе страны до сих пор остаются в статусе наблюдателей, а не полноправных членов альянса. Дело в том, что необходима ратификация данного документа всеми 30 членами НАТО. На сегодняшний день это не сделали только Венгрия и Турция. Первая поставит свою подпись под документом, как ожидается, в феврале. В обмен на свою подпись Венгрия ничего от Швеции и Финляндии не требует. Венгерский премьер-министр Виктор Орбан если и будет торговать своим согласием на расширение НАТО, то только в обмен на какие-либо уступки от руководства ЕС. Иное дело Эрдоган.
Турецкий лидер прямо связывает свое согласие на ратификацию договора о присоединении двух стран к альянсу с выдачей всех курдских активистов и сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена, находящихся в Финляндии и особенно в Швеции, на которых он укажет. А это, как дали понять в Стокгольме, невозможно. Сразу несколько шведских чиновников разъяснили Эрдогану, что последнее слово в вопросе о том, кого выдавать, а кого нет, принадлежит шведскому суду и никому больше. В результате из 73 человек, выдачи которых требует Турция, шведы выдали лишь одного – члена Рабочей партии Курдистана Махмута Тата.
Возможно, провала переговоров в конце концов удалось бы избежать, не будь массовых акций протеста против договоренностей с Турцией, которые начались в Швеции, а потом перекинулись и на другие страны ЕС. В них приняли участие не только курды, но и европейские ультраправые. Точкой невозврата в данном случае стала акция в Стокгольме лидера правоэкстремистской партии «Жесткий курс» Расмуса Палудана, датчанина, известного своими исламофобскими взглядами. Он публично сжег Коран, произнеся при этом речь против Эрдогана, Турции и НАТО, которое, по его мнению, слишком мягко относится к турецкому лидеру. А 22 января аналогичную акцию в Гааге провел лидер антиисламского движения «Пегида» Эдвин Вагенсвельд. Только он Коран не сжег, а порвал. Если в самих Нидерландах действия маргинального политика почти не заметили, в Турции о них широко сообщали.
«Мы решительно осуждаем акцию, направленную против нашего священного писания, в Нидерландах вслед за Швецией. Невозможно прикрыть это преступление на почве ненависти, прикрываясь свободой и толерантностью», – заявил во вторник официальный представитель президента Турции Ибрагим Калын. И шведский, и нидерландский послы были вызваны в МИД Турции. В этих условиях продолжение переговоров по НАТО для Эрдогана выглядело бы как электоральное самоубийство. Его базовый избиратель – консервативный турок, для которого религиозные убеждения значат чрезвычайно много. Впрочем, политической силы, как-либо поддержавшей действия шведских и нидерландских исламофобов, в Турции просто нет.
При этом и для Швеции с Финляндией санкция Эрдогана на их присоединение к НАТО не является жизненно важным вопросом. Как заметил в комментарии «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули, гарантии защиты на случай военного конфликта обе страны от альянса уже давно получили. Более того, Швеция начала 9 января переговоры с США с целью заключить соглашение о военном сотрудничестве. Там определяются юридические рамки присутствия американских военных на шведской территории. Следовательно, спешить с уступками Эрдогану для Стокгольма и Финляндии резона сейчас нет.
***
Ситуацию со вступлением скандинавских стран в НАТО активно пытались осмыслить авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «История с мятущимся финским министром иностранных дел, буквально в один день делающим противоположные по смыслу заявления по такому важному вопросу, как условия вступления страны в НАТО, наводят на две мысли. Во-первых, это точно Россия - недоговороспособная? А с кем, простите, серьезно разговаривать Лаврову и его коллегам из российского МИД? С людьми, которые в любой момент берут свои слова назад? Во-вторых, во многих европейских столицах окончательно запутались. И по поводу танков, и по поводу вступления в НАТО, и по поводу вектора дальнейших отношений с Россией. Все ждут пояснительного звонка из Вашингтона, который расставит точки над i. У нас же иллюзий нет. Поэтому – на случай появления Швеции и Финляндии в НАТО – формируется целый Ленинградский военный округ, который должен парировать наращивание военного потенциала враждебных стран у северо-западных границ России», - пишут авторы канала «Мысли вслух».
«Вот совсем не могу согласиться с многочисленными комментаторами, считающими, что шведы решили тихо передумать вступать в НАТО, отмечает «Адекват». - Провоцируя турок сожжением Корана и множеством мелких пакостей, адресованных в основном Эрдогану лично, чтобы он взвился, выбесился и лег на вступлении трупом. Гипотеза разворота от НАТО никак не совмещается с последней порцией шведских подаяний украм, где и самоходкам и вполне приличным БМП счет идет на десятки. Реши шведы отползать от НАТО, они одновременно отползали бы и от конфронтации как таковой, эти темы и объективно и субъективно увязаны сверхжестко - заодно и матчасть была бы целее. И судить о ненаблюдаемом здесь правильнее всего по тому, что видно невооруженным глазом. А что до богатого набора провокаций, то тут, думаю, одно из двух. Либо святая уверенность, что белый господин прогнет басурман в любом случае, потому что ему это нужнее всех. Либо комплексная такая демонстрация ценностей и принципов, чтобы убедить самих себя, что никакая ситуативная зависимость не заставит ими поступиться. Одно другого, впрочем, особо и не исключает».
Авторы канала «Мюсли вслух» обращают внимание на историю со стремлением Эстонии создать в Финском заливе «прилежащую зону» для досмотра кораблей, отмечая, что прибалтийское государство «объявляет о своем намерении на ровном месте организовать Casus belli для соседа»: «И это воспринимается всеми как нечто само собой разумеющееся. В первую очередь – тем военно-политическим блоком», в который в свое время приняли Эстонию, «и который, случись что, обязался отвечать за его косяки».