Фото REUTERS
В понедельник состоится заседание Совета ЕС по иностранным делам. По нынешним меркам оно будет необычным. Главы европейских внешнеполитических ведомств не станут одобрять и даже обсуждать новые санкционные пакеты против РФ. В центре внимания будут вопросы помощи Украине и компенсаций странам, которые оказывают такую помощь. Наконец, ЕС попытается определиться в своем отношении к давней идее – созданию трибунала по конфликту в Украине, аналогичного тому, что был по войнам в бывшей Югославии.
Сразу несколько СМИ со ссылкой на источники сообщили о том, что министры иностранных дел не будут на этот раз обсуждать новый – десятый – пакет санкций против РФ. Значит, прогнозы польских СМИ о том, что его примут к 3 февраля, саммиту Украина–ЕС в Киеве, скорее всего не оправдаются.
Соответствующие переговоры еще далеки от завершения. Венгрия настаивает на исключении из десятого пакета санкций против российской энергетики, так как это может сорвать российско-венгерский проект достройки АЭС «Пакш-2». Не ясна также позиция Бельгии, заинтересованной в беспрепятственных поставках якутских алмазов. Словом, спешить в Евросоюзе не стали.
Высокопоставленный чиновник сообщил СМИ, что верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель на встрече в понедельник «попытается достичь согласия по новым предложениям о военной поддержке Украины средствами седьмого пакета помощи украинским Вооруженным силам за счет Европейского фонда мира». Речь идет о выделении Киеву 500 млн евро. Это стандартный размер транша помощи из Европейского фонда мира. За его счет ранее финансировались военные операции ЕС в Африке. Теперь же фонд, формирующийся из взносов стран Евросоюза, можно сказать, целиком работает на поддержку украинской армии. Еще в декабре ЕС договорился об увеличении потолка финансирования фонда на 2 млрд евро. Так что, как ожидается, транш будет одобрен без особых дискуссий.
Помимо этого 45 млн евро предполагается выделить на оплату подготовки украинских военных в рамках тренировочной миссии ЕС, которая начала свою работу с осени. Ее возглавляет вице-адмирал Эрве Блежан. Миссия по оказанию военной помощи Украине (EUMAM Ukraine) главным образом занимается тем, что обучает украинских военных обращаться с выделенной им западной техникой. Соответственно предстоящее заседание таит определенную интригу. Судя по заявлению премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, польские власти готовы начать подготовку украинских экипажей танков «Леопард-2», несмотря на отсутствие разрешения Германии на поставку этой техники Киеву. Подготовка может оплачиваться за счет польского бюджета. Если же Варшаве удастся убедить своих союзников по ЕС, что эта задача находится в компетенции EUMAM Ukraine, получается, платить за обучение экипажей «Леопардов» будет в том числе Германия – ключевой финансист миссии.
Наконец, Совет ЕС по иностранным делам планирует обсудить то, что в Киеве называют мирным планом. По существу, это украинское видение того, чем должен закончиться конфликт с Россией. Этот план Владимир Зеленский обнародовал еще в ноябре, на саммите «большой двадцатки» на Бали, и с тех пор и в США, и в структурах Евросоюза о нем не вспоминали.
Обратиться к идее украинского лидера по крайней мере отчасти побудила активность Европарламента. В плане Зеленского есть пункт, названный им «возвращение справедливости» – то есть, выражаясь словами украинского лидера, «трибунал для виновных в агрессии и компенсация ущерба». Эту тему на прошлой неделе как раз обсуждал Европарламент. Большинством голосов его депутаты приняли резолюцию о необходимости использования арестованных активов РФ для выплаты репараций Киеву и создания спецтрибунала по Украине, который должен дополнить работу Международного уголовного суда – он тоже ведет расследование по российско-украинскому конфликту. За документ высказались 472, против – 19, воздержались – 33.
Сами по себе резолюции Европарламента мало что значат. Они носят рекомендательный характер, и структуры ЕС вполне могут их игнорировать. Иное дело, когда евродепутаты, как сейчас, высказывают свое мнение по тем вопросам, которые на Западе активно обсуждаются.
Как заметил тот же анонимный высокопоставленный чиновник, в ЕС «существуют разные взгляды» на этот счет. Не спешит определять свое отношение к идее спецтрибунала и Белый дом. В декабре координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США Джон Кирби сообщил, что «данный вопрос пока прорабатывается». Что касается России, то ее позиция определена. Постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов указывал, что учреждать какие-либо международные трибуналы имеет право только Совет Безопасности ООН. То есть орган, в котором у России есть право вето.