Одним из кандидатов на пост посла Китая в США наблюдатели считают Се Фэна, ныне замминистра иностранных дел. Фото с сайта www.fmprc.gov.cn
Китай, возможно, назначит Се Фэна, замминистра иностранных дел, послом в США. Задача нового посла – улучшить двусторонние отношения, которые понесли ущерб из-за споров по Тайваню, торговле и претензий обеих держав на господство на морях. Нормализация связей с США, крупнейшим торговым партнером, нужна Китаю, так как пандемия пагубно отразилась на росте его экономики. Поэтому МИД переместил на другие должности дипломатов, резко обличавших Вашингтон.
Разумеется, кадровые перестановки в МИД КНР – это служебная тайна. Wall Street Journal, ссылаясь на свои источники, пишет, что Се Фэн знаток США. Его назначение было бы закономерным. Ведь при президенте Дональде Трампе Пекин подвергался сильнейшему давлению на фронте политики и пропаганды. А с президентом Джозефом Байденом есть шанс договориться.
Этим и вызваны подвижки во внешней политике Китая, а также то, что «волки-дипломаты» хоть не понижены, но больше не ведут брифингов для прессы и переведены в другие отделы МИДа.
Гонконгская South China Morning Post тоже называет основным кандидатом на пост посла в США Се Фэна. Но источники этой газеты упоминают в качестве претендентов также замминистра Ма Чжаосюя, споуксвумен МИДа Хуа Чуньин и ряд других опытных дипломатов. Поскольку официально о назначении не объявлено, наблюдателям остается строить догадки. Но в том, что ветер дует в сторону нормализации двусторонних отношений, сомневаться не приходится. Ведь новым министром иностранных дел КНР недавно стал Цинь Ган, работавший послом в США. «Это подтверждает, что США остаются самым важным для положения Китая в мире государством», – говорит Пан Чжунин, профессор Университета в провинции Сычуань.
Байден и председатель КНР Си Цзиньпин, напоминает профессор, провели переговоры во время саммита «большой двадцатки» в Индонезии в ноябре. Эта встреча отразила взаимное желание избежать дальнейшего обострения связей. Но поскольку ни один из главных их «раздражителей» не был ликвидирован, новую попытку в этом направлении сделает госсекретарь США Энтони Блинкен, который вскоре должен посетить Китай. Это станет барометром, показывающим, меняется ли к лучшему погода.
Визит Блинкена станет лесенкой, ведущей к последующим встречам министра финансов США Джанет Йеллен, представителя США по климату Джона Керри и министра обороны Ллойда Остина с китайскими чиновниками соответствующего ранга. А это, в свою очередь, может породить главную сенсацию – Си Цзиньпин побывает в ноябре в Сан-Франциско на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
«Если Си Цзиньпин примет приглашение США посетить форум, это будет настоящим прорывом», – говорит профессор Пан. Кстати, Керри в минувшую среду уже пообщался с китайским переговорщиком по климату Се Чжэньхуа в Пекине.
Что касается отодвинутых «воинственных дипломатов», то агентство Reuters утверждает, что микрофон в первую очередь отобрали у споуксмена МИДа Чжао Лицзяня. Потребуются годы, чтобы исправить дипломатический и экономический ущерб, который Чжао и его коллеги нанесли стране. Профессиональные дипломаты «будут приветствовать» его уход с подиума. Ведь он в течение трех лет прибегал к антизападной риторике. В частности, толковал о том, что COVID-19 возник в результате заговора враждебных Китаю сил.
В условиях, когда Запад, сам не участвуя в боях в Украине, усиливает свою помощь ей, а действия Пекина по предотвращению инфекции тяжело отразились на жителях страны, неудивительно, что обличителям-дипломатам предложено сбавить тон. Но политика Пекина может перемениться, ведь коренные противоречия двух стран сохраняются. Так что воинственная риторика Пекина может снова зазвучать, констатирует Reuters.
Насколько реальны перемены в курсе Пекина, о которых толкуют западные наблюдатели? В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Не стоит преувеличивать значение смены послов. Их назначения проходят в установленном в МИДе порядке. Тенденцию в этой области скорее определяет то, что экономическая ситуация в стране не очень благоприятная. Тем не менее перемены в политике все же происходят. Раньше Си Цзиньпин говорил о необходимости действовать жестко, чтобы укрепить свои позиции внутри партии и поднять популярность у общественности, которой нравятся решительность и твердость в этом вопросе. Но после того как на съезде Си был избран на третий срок, проблема власти была решена, стало целесообразным проводить более мягкий курс, добиваться того, чтобы прямые западные инвестиции вновь хлынули в Китай».