На переговорах со спикером парламента Турции Мустафой Шентопом (третий слева) уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова просила прекратить поставку оружия Украине. Фото из Telegram-канала уполномоченного по правам человека в РФ
Кремль воздержался от критики в адрес Турции на фоне появившихся в англоязычной прессе сообщений о том, что республика с ноября снабжает Украину артиллерийскими кассетными боеприпасами времен холодной войны. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что у Анкары есть собственные двусторонние обязательства. Тем не менее западные издания утверждают, что Турция намеревалась скрыть свои поставки Киеву, осознавая, что такая политика станет препятствием для ее попыток застолбить за собой эксклюзивную посредническую роль.
Песков заявил, что Россия внимательно отслеживает материалы, которые появляются в западных изданиях, однако фиксирует «фейков больше, чем достоверных и правдивых сообщений».
По его словам, «всем хорошо известны» факты поставок боевых беспилотников турецкого производства Bayraktar украинской стороне. «Турция имеет свои обязательства как страна – член НАТО, свои двусторонние отношения, – подчеркнул представитель российского президента. – Нам тоже об этом известно. Но одновременно нас с Турцией объединяют все-таки весьма и весьма партнерские отношения, которые основываются на взаимной выгоде, взаимном понимании, уважении и взаимной готовности обсуждать самые нелегкие проблемы».
Так Песков прокомментировал появившиеся накануне в журнале Foreign Policy анонимные высказывания американских и европейских официальных лиц, согласно которым с осени Анкара направляет Киеву улучшенные стандартные боеприпасы двойного назначения (DPICM). Это продукция совместного американо-турецкого производства, которая, как подчеркивается в материале, сохранилась в арсеналах республики со времен холодной войны. Такие артиллерийские боеприпасы предназначены в том числе для уничтожения бронетехники и, кроме того, могут эксплуатироваться для нанесения ударов по траншеям. Тем не менее Foreign Policy оценивает эти поставки Украине как противоречивый шаг: снаряды известны своей ненадежностью и неточностью.
На этом фоне в Анкаре состоялись переговоры уполномоченной по правам человека в РФ Татьяны Москальковой со спикером Великого национального собрания (парламента) Турции Мустафой Шентопом, в которых приняли участие омбудсмен Украины Дмитрий Лубинец и омбудсмен Турции Шереф Малкоч. Москалькова сообщила, что передала Шентопу просьбу «прекратить поставку оружия Украине, чтобы избежать дальнейшей эскалации». В Анкаре, впрочем, взяли курс на полное отрицание сведений. По крайней мере источник агентства «РИА Новости» в канцелярии турецкого лидера выступил с заявлением, что появившиеся в Foreign Policy данные являются дезинформацией, рассчитанной на подрыв дипломатического процесса вокруг Украины.
Еще в начале декабря американский канал CNN сообщал, что администрация президента США Джозефа Байдена на протяжении нескольких месяцев изучает запрос Киева на поставки кассетных боеприпасов, однако не спешит давать четкий и однозначный ответ. По этим оценкам, Вашингтон склоняется к точке зрения, что опция с подобными вооружениями может быть использована в последнюю очередь, когда в других линиях снабжения наметятся признаки дефицита. CNN обращал внимание на то, что передача боеприпасов сопряжена для Белого дома с множеством трудностей, в первую очередь со стороны Конгресса. Несмотря на то что их можно было бы преодолеть, администрация сейчас не рассматривает вопрос со всей серьезностью.
Собеседники Foreign Policy выступают с утверждениями, что американская сторона вполне четко продемонстрировала Киеву неготовность к открытию подобного канала снабжения, после чего тот, очевидно, попытался перенаправить усилия на других потенциальных поставщиков. «После того как США отказали в доступе к кассетным боеприпасам, Турция стала единственным местом, где они (украинские власти. – «НГ») могли их получить, – цитирует журнал некий информированный источник. – Это простая демонстрация: несмотря на то что Турция в некоторых аспектах заискивает перед Россией, она становится действительно важным сторонником Украины в военном отношении».
Последний год Турция показывала относительную последовательность в ситуации вокруг Украины, отказываясь от полной солидаризации с западными санкционными механизмами и обеспечив стороны конфликта нейтральной переговорной площадкой. При участии республики была согласована сделка по транспортировке зерна. В то же время Анкара попала под подозрение американских регуляторов за открытость для российского капитала, что заставило Вашингтон сомневаться в эффективности попыток полностью отрезать Москву от глобальных рынков. Но за эти месяцы за президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом закрепился имидж медиатора. Обвинения в поставках Украине кассетных боеприпасов влекут за собой репутационные риски.
Несмотря на то что Анкара так и не присоединилась к Конвенции по кассетным боеприпасам от 2008 года, пару лет назад она направляла Группе имплементационной поддержки этого международного договора официальное письмо, в котором утверждалось, что республика не использовала, не производила, не импортировала и не передавала соответствующие снаряды другим иностранным игрокам с 2005 года и не намерена заниматься этим в перспективе. «Турция действительно разделяет гуманитарные соображения, которыми мотивированы усилия по ограничению неизбирательного применения оружия, включая кассетные боеприпасы», – отмечал в послании постоянный представитель страны при женевском офисе ООН Садык Арслан.
«Речь, должно быть, идет о 155-мм кассетных снарядах M483A1, которые производятся в Турции по американской лицензии», – предположил в разговоре с «НГ» военный эксперт Юрий Лямин, комментируя то, о какой именно продукции идет речь в материале Foreign Policy. Аналитик допустил, что это не единственная поставка вооружений из Турции в Украину за минувший год и наверняка не последняя. В то же время собеседник «НГ» выразил сомнение в том, что вскрывшиеся факты могут сейчас что-то изменить в политическом плане.