Без поддержки Жаира Болсонару бунт его сторонников быстро выдохся. Фото Reuters
В Бразилии разбираются с последствиями протестов в столице сторонников уже бывшего президента страны Жаира Болсонару. Они на несколько часов захватили целый ряд ключевых правительственных зданий, включая парламент, Федеральный верховный суд и резиденцию президента. Сам же глава страны Луис Инасиу Лула да Силва объявил в стране режим чрезвычайной ситуации до конца января, назвал ворвавшихся в здания болсонаристов фашистами и пообещал, что они будут наказаны. Однако завершившийся без жертв конфликт дает шанс на то, что дальнейшей эскалации удастся избежать, учитывая, что и Болсонару ее не хочет.
Судя по всему, острая стадия противостояния полиции и болсонаристов подходит к концу. Участвовало в «штурме» около 5 тыс. человек, почти 400 из них задержаны. Протестующие были вытеснены из правительственных зданий. К счастью, стычки не были слишком ожесточенными, и жертв удалось избежать. Это позволяет надеяться на то, что урегулирование конфликта между ультраправыми протестующими и левыми силами во главе с Лулой будет мирным, неожесточенным. Однако выступление президента в Сан-Паулу было достаточно грозным.
«Вы, должно быть, следили за сегодняшним варварством в Бразилии. Те люди, которых мы называем фашистами, самые отвратительные существа в политике, вторглись во дворец и здание конгресса. Тот, кто это сделал, будет найден и наказан», – заявил Лула и добавил, что за штурмующими могли стоять определенные круги, которые могли их финансировать.
Впрочем, на осмысленный переворот воскресные события не очень походили. У протестующих не было заметно руководящего центра, ведущего их к некой конечной цели. Ключевым оказалось и поведение Болсонару: штурмующих резиденцию президента он не поддержал, заявив, что они нарушили закон, по сути, присоединившись к оценке международного сообщества.
Это вполне соразмерно с тем, что он говорил применительно к масштабным демонстрациям сразу после своего поражения на выборах. Болсонару тогда просто попросил разойтись сторонников, заблокировавших проезд на дорогах страны. К протестам он лично своих сторонников не призывал, как это делал его кумир Дональд Трамп, поэтому и ответственность за недавние события может быть более мягкой, нежели за то, что происходило 6 января 2021 года в Капитолии. Сам Болсонару к моменту событий вообще находился вне страны – во Флориде.
Лула осудил правоохранительные органы, заявив, что они толком не препятствовали действиям болсонаристов. Однако нельзя не отметить, что то, что в таких событиях в латиноамериканской стране удалось избежать жертв – большая удача, которая, возможно, спасет бразильское общество от и так опасной эскалации. Ведь там почти половина населения поддерживает Болсонару и правое крыло политики, а другая половина голосует за Лулу и выступает за левые и либеральные ценности.
В конце концов, хотя Лула и окрестил ворвавшихся в его резиденцию фашистами и вандалами, они все же не превратились ни в жертв, ни в убийц. Впрочем, обелять их тоже не стоит. На своем пути протестующие разбивали компьютеры, телевизоры, портили картины и другое отнюдь не дешевое имущество. Вероятно, именно из-за его дороговизны они и находили особое удовольствие в разрушениях.
Лула вернулся в резиденцию, чтобы осмотреть ее через несколько часов после того, как здание было освобождено от погромщиков. Остается под вопросом, какие меры будут предприняты для недопущения подобных эксцессов. Однако вполне вероятно, что болсонаристы просто обрушили волну своего недовольства в последний раз и серьезных мер по укреплению безопасности принимать Луле все же не придется. Хотя наказание может оказаться и весьма суровым.
«Виновных могут ждать сроки тюремного заключения от 12 до 30 лет. Пока конкретных имен или организаций не выявлено. В основном СМИ говорят об «экстремистски настроенных болсонаристах». Но уже арестованы несколько сотен человек, и готовится обширное расследование. Обсуждается возможность привлечения к уголовной ответственности ныне отстраненного губернатора Федерального округа, бывшего министра юстиции и даже бывшего президента Болсонару. Но справедливости ради при всех прегрешениях последнего, в данном случае он не только отсутствовал в стране, но и резко осудил протестовавших, заявив о неприемлемости нападения на органы власти и нарушения общественного порядка», – отмечает заведующая кафедрой истории и политики стран Европы и Америки МГИМО профессор Людмила Окунева.
В разговоре с «НГ» она пояснила, что позиция Лулы вполне оправданна, поскольку правоохранительные органы долгое время бездействовали. Власти полагают, что это связано в том числе с тем, что сторонников Болсонару среди правоохранителей немало.
«Что же касается попыток лишить власти законно избранного президента, а в этих целях – захватить здания трех ветвей власти, блокировать поставку топлива по всей стране, чтобы вызвать хаос и спровоцировать тем самым вмешательство армии для смещения президента, то подобные поползновения недопустимы и должны встретить самый резкий и жесткий отпор», – считает эксперт.