Фото REUTERS
Премьер-министр Британии Риши Сунак в эти выходные провел переговоры с представителями Национальной системы здравоохранения (NHS) с целью преодоления кризиса в сфере медицинского обслуживания британцев. В ближайшие дни он может начать обсуждать повышение зарплат медсестрам, о чем сам Сунак заявил в интервью Би-би-си. Вместе с тем ситуация с уровнем жизни медработников непосредственно связана с инфляцией, и в условиях режима экономии правительству не хочется идти на уступки протестующим.
В Великобритании продолжается кризис системы здравоохранения. По данным британских СМИ, часть больных жителей вынуждена лежать не на койках, а прямо в медицинских тележках-каталках. Часть пациентов собираются перевести из больниц в дома престарелых. Плановых операций ожидают до 7 млн человек.
Со второй половины декабря не утихают протесты медсестер и других медработников. Они утверждают, что, занимаясь нелегкой и жизненно необходимой для общества работой, за последнее время становятся все беднее. И в общем-то экономисты с ними согласны. Инфляция в стране достигает 10,7%, а зарплаты не повышаются. В итоге остается все меньше желающих вообще занимать низовые медицинские должности. Генеральный секретарь Королевского колледжа медсестер Пэт Кюллен признает, что в стране имеется 47 тыс. свободных вакансий медсестер, которые пока остаются незаполненными. Она отметила, что требования о повышении зарплат на 19% вряд ли выполнимы, но добавила, что повышение на 10% было бы адекватным.
Правительство Риши Сунака поставлено в ситуацию непростую. С одной стороны, премьером, министром финансов Джереми Хантом и их помощниками были приняты меры по сокращению расходов – возможно, единственно оставшийся шаг в сложившихся непростых, хотя и не отчаянных условиях. Но, с другой стороны, общая инфляция и повышение цен на услуги ЖКХ больше всего ударили по не самым богатым британцам. В случае если это работники крупной структуры, связанной с государством и имеющей сильный профсоюз, они могут устроить забастовку, как вместе с медсестрами это делали железнодорожники. К слову, в США сама угроза забастовки железнодорожников привела к тому, что правительство демократов пошло на уступки.
В Британии же этого не происходит. Правительство пока не идет навстречу, поскольку у него в распоряжении не так много средств, к тому же уступки означали бы уход от намеченного «экономичного» курса. Но вполне возможно, что в итоге оборону Даунинг-стрит все-таки проломят, особенно медсестры. Тема кризиса NHS стала главной в британских СМИ за последний месяц, с требованиями медсестер солидарно большинство жителей страны (см. «НГ» от 18.12.22).
Британцы ценят систему бесплатного здравоохранения NHS, уважают ее работников и готовы ради них пойти на некоторые жертвы госбюджета. Правда, на чем именно пришлось бы экономить, британцы задумываются вряд ли. Но есть понимание того, что на зарплату медсестры богато никогда не жилось и речь идет об обеспечении самых основных потребностей.
В любом случае медсестрам уже точно удалось добиться того, что правительство вынуждено их выслушивать. Есть сигналы, что некие уступки будут. Сунак в интервью Би-би-си обещал наладить контакт с медсестрами, конкретными же переговорами активно занимается министр здравоохранения Стив Баркли. В понедельник он обсудит как раз вопросы заработной платы, которая с апреля может все-таки увеличиться. Правда, Баркли подчеркнул, что NHS придется при этом пойти на некие меры для «повышения эффективности». Какие именно, пока неизвестно. Однако в последние годы оппозиция в лице лейбористов опасается, что противники-консерваторы намерены активнее внедрять элементы частной медицины в NHS.
На данный момент правительство исходит из того, что с апреля зарплата медработников повысится на 4,75%. Но с учетом темпов инфляции этого будет явно недостаточно. В итоге протесты хотя и не достигли масштабов середины декабря, но продолжаются непрерывно. В эти дни протестуют работники скорой помощи. Скоро к ним присоединятся и медсестры, чтобы еще раз надавить на Даунинг-стрит и убедить властей в серьезности своих намерений. Крупные протесты запланированы на 18–19 января.