Тыграйцы уже устали от войны и рады ее приостановке. Фото Reuters
В столицу штата Тыграй Мэкэле впервые за два года прибыла делегация от Аддис-Абебы во главе с советником по безопасности Редваном Хуссейном, выступавшим ранее с антитыграйскими речами. Перемирие между федеральным Центром и Мэкэле продолжается с ноября после того, как тыграйцы на него согласились, попав в проигрышную в военном плане ситуацию. И хотя детально об устройстве послевоенного общества пока не договорились, ситуация выглядит довольно обнадеживающей.
«Этот жест является свидетельством того, что мирное соглашение находится на правильном пути и прогрессирует», – отметили в Аддис-Абебе. Действительно, спустя два года после начала тяжелых боев с несколькими подтвержденными случаями национальной резни наступило неожиданно длительное мирное затишье без каких-либо эскалаций со стороны обеих главных сторон конфликта – тыграйцев и федерального Центра. Третья важная сторона – Эритрея, которая даже провела не так давно практически всеобщую мобилизацию и была настроена на то, чтобы разобраться с тыграйцами окончательно.
В ходе конфликта сначала казалось, что у штата с 6-миллионным населением шансов на победу нет, потом ситуация для Народного фронта освобождения Тыграя (НФОТ) временно выправилась после успешных контратак. Но к осени 2022 года стало ясно, что небольшому штату деваться практически некуда и дело может свестись вообще к геноциду тыграйцев.
Интерес мировой общественности к конфликту постепенно стал угасать, особенно после начала военных действий в Украине. О том, что Запад и мир в целом уделяет мало внимания бедам африканцев и его соотечественников, в частности, не раз говорил глава ВОЗ Тедрос Аденом Гебреисус – тыграец по национальности, состоящий в НФОТ, при которой он был министром здравоохранения. AFP отмечает, что, по оценкам американских представителей, число жертв конфликта могло достичь полумиллиона человек.
В целом конфликт стал борьбой не только за территории, но и за сферы влияния. Тыграйцы долгое время были доминирующей силой как в политике Эфиопии, так и в бизнесе. Теперь свое положение они утратили и, видимо, будут пытаться строить жизнь на малой родине. Аддис-Абеба уже подала сигналы о том, что коммуникации, связь и интеграция в финансовой сфере могут скоро вернуться в штат. Представители соответствующих ведомств тоже направились в Мэкэле. Глава Коммерческого банка Эфиопии Абие Сано заявил, что важные шаги в этом направлении могут произойти уже на следующей неделе. Спикер НФОТ Гетачью Реда назвал визит представителей Аддис-Абебы важным шагом на пути к окончательному миру.
«Визит – знак фактического признания НФОТ властью в той части Тыграя, которую он контролирует, хотя формально Аддис-Абеба и считает НФОТ террористами. В Мэкэле прибыли руководители управлений транспортом, дорогами, авиаперевозками – скорее всего речь пойдет о восстановлении работы ключевых сервисов и услуг в регионе. Во всяком случае там осталась часть прибывшего вместе с делегацией технического персонала профильных агентств и ведомств. Подача электроэнергии частично была восстановлена еще раньше – 6 декабря, работа банков частично возобновилась 19 декабря. Возобновилось поступление гуманитарной помощи, впрочем, в далеко не адекватном объеме. В свою очередь, НФОТ заявил, что отвел от линии фронта две трети своих войск», – сказал автор канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
В разговоре с «НГ» он отметил, что до полноценного мира в Тыграе еще далеко. Советник по безопасности Редван Хуссейн заявил, что ожидает разоружения СОТ – военизированной части НФОТ – до 29 декабря и возвращения федеральных военных на федеральные объекты. Хотя представить, как это все будет выглядеть, сложно. Не приступила к работе мониторинговая группа Африканского союза, а также еще не было сделано шагов в сторону создания переходного правительства – о его создании договорились в Претории.
К тому же кроме войны Мэкэле и Эритреи, которую последняя рассматривает как экзистенциальную угрозу, с тыграйцами воюют представители амхара. Не стоит забывать и о том, что амхарцы еще имеют противоречия с другой народностью – оромо. Последние пытаются значительно расширить свои политические права в Эфиопии.
«Оценить потери с учетом недостатка информации невозможно. Ряд экспертов осторожно называют цифру в 0,5 млн погибших, говорят о 2 млн внутренне перемещенных лиц и сотнях тысяч находящихся на грани голода. Настоящие цифры мы узнаем нескоро. Впрочем, ясно, что это один из самых кровавых конфликтов современности», – рассуждает эксперт.