Поведение болсонаристов всерьез беспокоит противников проигравшего выборы президента. Фото Reuters
Луис Инасиу Лула да Силва вступит на пост президента Бразилии 1 января. Практически полностью известен будущий кабинет министров. Однако не все хотят, чтобы действующий лидер страны Жаир Болсонару так просто отдал эстафету своему нелюбимому оппоненту после поражения на выборах. Сам Болсонару итогов выборов не признал и даже подавал в суд. Его сторонники группируются вокруг военных, как бы упрашивая их совершить переворот.
Вокруг лагерей в столице страны нарастает напряженность, отмечает France24. Не исключены провокации с целью возможности объявления чрезвычайного положения. Так, 54-летний Джордж Вашингтон де Оливейра Соуз, которого уже арестовала полиция, пытался устроить взрыв в столичном аэропорте. Он является одним из сторонников Болсонару и хотел участвовать в митинге болсонаристов.
Сторонников нынешнего президента ряд левых политиков, готовых прийти к власти, уже окрестили террористами. Так, прямо о террористической угрозе, исходящей от лагерей демонстрантов, заявил будущий министр юстиции Флавио Дино. «Амнистии для террористов, их пособников и спонсоров не будет», – написал он на своей странице в Twitter. Дино добавил, что после вступления Лулы в должность будет усилена сфера безопасности.
Между тем сторонники Болсонару неслучайно группируются вокруг лагерей военных. Дело в том, что последние в целом достаточно благосклонно относятся к бывалому капитану-десантнику. И хотя проверка военными итогов выборов, которую Болсонару институционализировал еще до голосования, серьезных нарушений не обнаружила, у болсонаристов остается надежда, что силовики еще скажут свое слово.
Напомним, Болсонару подавал в Высший избирательный суд (см. «НГ» от 23.11.22) и пытался практически бездоказательно убедить судей в том, что часть техники по обработке голосов была неисправной. Как и ожидали эксперты, добиться этого у него не получилось. Однако формальный иск был подан, и то, насколько будет спокойной ситуация в ближайшие дни, остается вопросом. Ведь страна поделена выборами практически пополам. За Лулу да Силву, по официальным данным, отдали 50,9% голосов, за Болсонару – 49,1%.
Видимо, неслучайно Лула заранее анонсировал большую часть кабинета министров, чтобы надежнее легитимизировать свою власть уже к инаугурации. Впрочем, пока признаков того, что Болсонару попытается сохранить власть в своих руках, не так много, учитывая, что сам президент оспаривал поражение достаточно вяло и неубедительно.
«В период транзита власти избранный президент обычно лишь намечает кандидатуры будущих министров, а затем приводит их к присяге уже после собственного вступления в должность. Но в этом году все изменилось. Лула с космической скоростью стал формировать новый кабинет и объявлять имена будущих министров. Вначале это было ядро кабинета – министры экономики, иностранных дел, обороны, юстиции и руководитель администрации президента. Затем пост министра по делам промышленности и торговли был предоставлен вице-президенту Жералду Алкмину (который будет совмещать эти две должности – тоже новация), имеющему хорошую репутацию в бизнес-сообществе», – сказала доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Людмила Окунева.
В разговоре с «НГ» она отметила, что уже к 22 декабря были названы 16 будущих министров из 37. Еще 13 имен должны быть оглашены в ближайшие дни. Четвертую часть кабинета составят министры-женщины, чего не наблюдалось в правительстве уходящего президента Болсонару.
«Главная проблема Лулы – предоставить посты представителям не только «его» Партии трудящихся (ПТ), но и тех крупных центристских и правоцентристских партий, которые поддержали его во втором туре выборов. Иными словами, Луле предстоит создать коалиционное правительство, которое отразило бы широкий спектр «антиболсонаристских» политических сил. На данный момент идут активные консультации: Луле необходимо сохранить нужный баланс – выполнить свои обещания перед «союзными» партиями, удовлетворить их интересы и вместе с тем не ущемить «квоту» ПТ как победившей партии», – поясняет Окунева.
Эксперт считает, что с этой задачей избранный президент скорее всего справится.