Палату представителей отвоевали республиканцы, а Сенат остался за демократами. Фото Reuters
Ноябрьские промежуточные выборы в Конгресс США в начале года называли событием, которое должно было показать, что руководство демократов во главе с Джозефом Байденом провалило первую часть президентского срока. Нерешенные проблемы с миграцией, вывод войск из Афганистана, инфляция, по мнению большинства аналитиков, должны были буквально вымести партию власти из Конгресса и посадить республиканцев. К середине лета инфляция обрушила рейтинги президента.
Однако затем начали происходить важные изменения. Сначала спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси нанесла исторический визит на Тайвань, показав тем самым, что демократы отнюдь не беззубы во внешней политике и могут сыграть на повышение ставок. В начале августа был принят закон «О снижении инфляции» на сумму 430 млрд долл., предоставляющий медицинское субсидирование и ориентированный на развитие зеленой энергетики. К тому же были высвобождены резервы углеводородов для снижения цены на бензин. Не забыли демократы и поддержать отечественных производителей, приняв закон на 52 млрд долл. о производстве чипов в США. Все эти меры были благосклонно восприняты экспертным сообществом и населением, и предвыборная ситуация начала выравниваться.
Вдобавок к этому продолжалось расследование по делу о штурме Капитолия 6 января 2021 года. Несмотря на то что демократы преувеличивали значение произошедшего, действия эгоцентричного Дональда Трампа были признаны даже многими его однопартийцами неприемлемыми. К тому же раскрылась психологическая картина последних дней президентства лидера республиканцев, пронизанная нежеланием отдавать власть политическим оппонентам.
Еще один пункт, в который «били» демократы, это вопрос об абортах. Дело в том, что именно эта тема могла дать им большие дивиденды: умеренные избиратели к прерыванию беременности относятся более лояльно, нежели фанаты республиканцев, а именно умеренных «колеблющихся» и нужно было привлечь на свою сторону.
В октябре стало ясно, что демократы теряют контроль над Палатой представителей, а вот в Сенате доминирующее положение могут сохранить. В какой-то степени виной тому стали амбиции Трампа: в ряде штатов он поддержал медийных и лояльных себе фигур в качестве кандидатов, которые легко выиграли праймериз, но не смогли победить умеренных претендентов от демократов в ноябре.
В итоге выборы окончились скорее в пользу демократов, если вспомнить прогнозы, которые давались в начале года. А Трампа все большее число республиканцев стало считать отжившим прошлым партии. Показательна была реакция бывшего президента на победу на губернаторских выборах во Флориде Рона Десантиса. Последний в течение года становился все более авторитетным и рейтинговым, нежели Трамп, политиком. Десантиса стали рассматривать уже как кандидата в президенты в 2024 году. В итоге после победы Трамп в грубой форме заявил о том, что, до того как Десантис попросил его о помощи, тот вообще был «политическим трупом». Однако такой отчаянный шаг скорее подчеркнул то, что Трамп проиграл выборы не только демократам, но и однопартийцам.