Билльстрём и Чавушоглу провели нелегкие переговоры. Фото Reuters
Министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём прибыл в Анкару, где встретился с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Темой разговора двух глав МИДа стало вступление Швеции вместе с Финляндией в НАТО. Турция и Венгрия – единственные члены альянса, не ратифицировавшие договор о присоединении двух этих североевропейских стран к нему. Анкара недовольна тем, как Стокгольм выполняет турецкие условия ратификации. В Швеции по-прежнему живут активисты-курды и противники турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Экстрадицию одного из них, журналиста Бюлента Кенеша, шведский суд приостановил накануне визита Билльстрёма. Это стало ключевой темой обсуждения на встрече двух министров.
Решение о присоединении к НАТО Финляндии и Швеции было принято на мадридском саммите альянса в конце июня, заявки были поданы в середине мая. Но две страны до сих пор не в альянсе. В обмен на ратификацию соответствующего договора Турция требует экстрадицию тех, кого Эрдоган считает преступником и возобновление Стокгольмом экономической поддержки, а также военных поставок (см. «НГ» от 17.05.22). Швеция ограничила свое военно-техническое сотрудничество с Турцией в 2019 году, из-за операции Анкары в Сирии против формирований местных курдов.
На пресс-конференции Чавушоглу и Билльстрёма первый упрекнул Швецию в том, что та не выполняет турецких условий и не сделала ничего конкретного, чтобы выдать Анкаре всех, кого она требует. Он обратил внимание и на то, что оборонное сотрудничество двух стран развивается вовсе не так, как хочет Эрдоган: просьбы Турции об импорте «отдельных видов продукции» не получили «позитивного ответа» от шведских властей. Тем не менее Чавушоглу признал, что некоторые шаги, направленные на выполнение турецких требований, Швецией предпринимаются, но назвал их недостаточными.
Билльстрём же парировал, что турецкие и шведские военные расширяют контакты. Страны, по его словам, ведут совместную борьбу с терроризмом, следуя духу турецких тербований, а следовательно, упреки Чавушоглу безосновательны. Свою позицию в отношении дела Кенеша Билльстрём еще перед визитом изложил в комментарии изданию Expressen. В нем он указал, что в вопросе выдачи тех или иных лиц Швеция руководствуется в первую очередь своим законодательством, а не чьими бы то ни было требованиями.
Чавушоглу же дал понять, что эту логику Турция не разделяет. Высылки журналиста, публично оскорбившего Эрдогана, тот требовал особо. Кроме того, Кенеша в Анкаре называют одним из организаторов попытки переворота 2016 года наряду со сторонниками Фетхуллаха Гюлена. Правда, турецкие аргументы в пользу последнего шведские судьи признали неубедительными.
В Верховном суде страны сочли, что преступления, в которых обвиняют Кенеша, по шведским законам вовсе не являются таковыми. Там также отметили, что экстрадиция чревата тем, что журналиста будут преследовать по политическим мотивам. После решения Верховного суда в МИД Швеции заявили, что запрос Турции удовлетворить не смогут.
«Непреодолимых препятствий ко вступлению Швеции и Финляндии в НАТО на самом деле нет. С турками, вероятно, они смогут так или иначе договориться. Сам по себе факт приезда Билльстрёма означает, что есть какой-то путь к соглашению, иначе бы визит шведского министра и не состоялся», – считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что во вступлении Швеции и Финляндии в НАТО, по сути, заинтересован весь альянс. Дело даже не в стратегическом положении двух стран. Их армиям не придется проходить путь стандартизации, они легко вольются в состав военной структуры НАТО. К тому же обе страны, являющиеся частью Запада, уже имеют гарантии военной помощи от альянса в случае каких-либо проблем с Россией – значит, они уже признаны «своими». Более того, Швеция 20 декабря приняла решение о доступе на территорию страны воинских частей из стран ЕС и НАТО, а также Швейцарии в период с 1 января по 31 декабря 2023 года.
«Будет ли над Швецией и Финляндией поднят ядерный или неядерный зонтик – отдельный вопрос. Но в любом случае обе страны получат полноценную защиту альянса. Сейчас в Швецию и Финляндию могут перебросить солдат НАТО и без пятого пункта Устава НАТО о коллективной обороне. Поэтому нельзя сказать, что согласие Эрдогана на вступление двух стран в альянс для них – вопрос жизни и смерти, ради которого нужно пойти на любые уступки. Наконец, не стоит забывать, что Эрдогану еще предстоит переизбраться на пост президента в 2023 году. Если он не сможет этого сделать, то и претензии Турции к Швеции могут отпасть сами собой. Так что шведы не будут безропотно выполнять все, что от них требует турецкий президент», – рассуждает Тэвдой-Бурмули.