«Улов» прибрежной охраны в виде новых нелегалов пока меньше не становится. Фото Reuters
Глава британского правительства Риши Сунак обрисовал в Палате общин план по пресечению нелегальной миграции в страну в 2023 году. Среди мер: лишение возможности нелегалам подавать жалобы на решение о депортации, усиление контроля над Ла-Маншем, активное взаимодействие с властями Албании, увеличение аппарата сотрудников, рассматривающих просьбы о предоставлении убежища. Не забыл он и о договоренностях с Руандой. Эта страна готова принимать у себя нелегалов прямо из Соединенного Королевства. Спорную схему поддерживают многие консерваторы, в том числе Борис Джонсон.
В Британию продолжают прибывать нелегальные мигранты, число которых достигло рекордного уровня уже в сентябре, превысив 28,5 тыс. человек. К концу года эта цифра достигла 40 тыс. Не все мигранты успешно доплывают, причем, путешествие на маленькой лодке может иметь смертельный исход. В среду таких неудачных «моряков» прямо из Ла-Манша доставали спасатели. Известно о трех погибших и 43 спасенных мигрантах, решившихся на плавание в холодную погоду. По совпадению, это произошло после жесткой речи Сунака в парламенте.
В ней премьер-министр не только проявил себя убежденным консерватором, но и вспомнил и схему, разработанную при бывшей главе МВД Прити Пател, согласно которой в обмен на денежные компенсации Руанда будет принимать нелегалов. У правозащитников это вызвало бурю возмущения. После ухода в отставку Джонсона руандийская схема как-то забылась. Теперь же Сунак намекнул, что готов ее применить, несмотря на осуждение общественности.
Правительство так же будет активно работать над депортацией албанских нелегалов. Их в этом году в Британию стало приплывать в разы больше, чем обычно. Между правительствами двух стран были достигнуты договоренности о совместной борьбе с нелегальной миграцией. Албания признана в Британии безопасной страной. Это означает, что нелегальные мигранты родом оттуда убежища точно не получат и непременно будут возвращены обратно. Помимо этого, на Даунинг-стрит намерены увеличить число служащих, отвечающих на запросы о получении убежища. Также планируется усовершенствовать работу по наблюдению за Ла-Маншем и проведению спасательных операций, улучшить взаимодействие военных, спецслужб и береговой охраны. Содержать нелегалов будут не в отелях, а в специально оборудованных местах, что сэкономит бюджетные деньги.
В целом речь Сунака соответствует традиционной линии правящей Консервативной партии, начиная от правительства Дэвида Кэмерона, но резко отличаются от курса его предшественницы, Элизабет Трасс. Она собиралась «открыть двери» для мигрантов, чтобы наполнить рынок рабочей силой. «Пандемия изменила структуру экономики, и стало ясно, что низкоквалифицированный труд британцам остро нужен в определенных отраслях, в которые привлечь мигрантов хотели Трасс и бывший министр финансов Квази Квартенг. А при Джонсоне была введена балловая система, которая, наоборот, отдалила иностранных рабочих от работодателей и лишила возможности искать работу на месте, поскольку въезд был разрешен лишь тем мигрантам, которые уже имели договоренности по работе», – отмечает старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
В разговоре с «НГ» он пояснил, что линия Сунака не встретит противодействия в его партии. «Неожиданностью был, скорее, отказ Трасс от схемы с Руандой. При нынешнем премьере даже пособия для мигрантов будут сокращаться, что вписывается в стратегию снижения расходов и стабилизации валюты и экономики страны. При этом подход Сунака критикуют в Европейском суде по правам человека, называя его намерения антигуманными. Но вряд ли ему это помешает в проведении озвученных мер», – считает эксперт.