«Китайский дом» в Кабуле стал мишенью для боевиков «Исламского государства» / Фото из аккаунта Сибгатуллы Ахмади в соцсети
Китай призвал своих граждан, находящихся в Афганистане, немедленно покинуть эту страну. Так Пекин отреагировал на теракт против граждан КНР в Кабуле, ответственность за который взял на себя афганский филиал «Исламского государства» (ИГ, организация запрещена в РФ). Афганские эксперты «НГ» не исключают возможной приостановки деятельности посольства Китая в Кабуле, поскольку режим «Талибана» (организация запрещена в РФ) не в состоянии гарантировать безопасность китайских дипломатов.
Как минимум, пятеро граждан КНР получили 12 декабря ранения в результате атаки боевиков «Вилаята Хорасан» - афганского филиала ИГ - на Kabul Longan Hotel, гостиницу в столице Афганистана, которую целиком арендуют китайские представители. «Фактически, отель давно превратился в своеобразный «Китайский дом» в Кабуле, в котором селятся приезжающие в Афганистан из Пекина бизнесмены, журналисты, разведчики, ученые и т.д. Практически все постояльцы этой гостиницы – китайцы, там работают повара из Китая, доминирует китайская кухня», - сообщают источники «НГ», знакомые с ситуацией. Этот «Китайский дом» и выбрали в качестве объекта для атаки террористы ИГ.
По предварительным данным, два боевика ИГ Абу Омар и Абдул Джаббар (вероятно, один из них является уйгуром) сумели заранее проникнуть в Kabul Longan Hotel (возможно, под видом постояльцев), ухитрившись пронести с собой самодельное взрывное устройство (СВУ), гранаты и пистолеты. Накануне теракта боевики сделали в своем номере пропагандистские фото на фоне черного флага «Исламского государства» и записали видео с произнесением текста присяги новому «халифу» ИГ. На следующий день террористы взорвали СВУ на первом этаже отеля и открыли огонь по находившимся там людям. Затем один боевик со второго этажа забросал гранатами боевиков «Талибана», мешая им войти в гостиницу, а второй игиловец начал методично расстреливать в номерах постояльцев, предварительно выбивая ногами двери.
Удивительно, что, по официальным данным, теракт 12 декабря не превратился в кровавую бойню: якобы, погибли только три человека, ранения получили 18 постояльцев отеля, из них пятеро – граждане КНР. По словам представителей ИГ, в ходе акции были убиты и ранены около 30 человек. Официальные источники утверждают, что в результате боя с талибами оба террориста ИГ были уничтожены. Однако, по неофициальным данным, в акции принимал участие, как минимум, еще один боевик «халифата», которому удалось скрыться с места происшествия.
Успешная террористическая акция ИГ, безусловно, стала серьезным ударом по отношениям Китая и талибского режима в Кабуле. Буквально накануне трагедии, 11 декабря, посол КНР Ван Ю встретился с заместителем главы МИД «Талибана» Шер Мохаммадом Аббасом Станикзаем и потребовал от него усилить меры безопасности в отношении китайского посольства. «Очевидно, у китайской стороны была информация о готовящейся террористической вылазке ИГ, и ожидалось, что объектом нападения может стать дипмиссия Поднебесной в Кабуле, - сказал «НГ» один из бывших афганских силовиков. - Однако оценка ситуации была сделана неверно. Возможно, игиловцы специально запустили дезинформацию на счет подготовки атаки на посольство КНР, чтобы отвлечь внимание от «Китайского дома». В результате предотвратить атаку на Kabul Longan Hotel не смогли».
Напомним, что в ходе встречи с Ван Ю 11 декабря Шер Мохаммад Аббас Станикзай заверил китайского посла, что безопасность иностранных дипломатов является приоритетом для талибов, и что они «никому не позволят использовать афганскую территорию для создания угроз другим странам». Акция ИГ 12 декабря показала, что талибы не в состоянии выполнять такого рода обещания, их гарантии безопасности иностранным гражданам практически ничего не стоят. Очевидно, именно поэтому китайское правительство потребовало от своих граждан немедленно покинуть Афганистан.
Основания для новых опасений у китайской стороны, безусловно, есть. Уже несколько месяцев пропагандистские ресурсы ИГ активно формируют у своих сторонников образ Китая как «главного врага» мусульман. Фактически, афганский филиал «Исламского государства» обозначает Пекин в качестве своего основного противника, а граждан КНР и объекты китайской деловой, политической, государственной инфраструктуры считает приоритетными целями для террористических атак. В настоящее время у ИГ к КНР две основные претензии: первая – репрессии в отношении мусульман-уйгуров, вторая – поддержка режима талибов, который сторонники «халифата» считают немусульманским и находящимся под контролем «неверных».
По информации афганских источников «НГ», еще в мае 2022 года «Вилаят Хорасан» планировал организовать террористическую атаку против Китая. Целью нападения должен был стать один из объектов пограничной инфраструктуры КНР. Однако по ряду причин атака была перенесена – в том числе, в связи со сменой цели. Как теперь ясно, боевики ИГ выбрали в качестве своей мишени «Китайский дом» в Кабуле.
Вряд ли можно ожидать, что сторонники «халифата» успокоятся после акции 12 декабря. Судя по словам самих пропагандистов ИГ, они планируют новые нападения на объекты китайского присутствия не только в Афганистане, но и на территории других стран региона, в том числе, в Пакистане и республиках Центральной Азии. Представители афганского филиала «Исламского государства», в частности, пообещали сорвать участие китайской стороны в проектах строительства Трансафганского трубопровода (ТАПИ) и международной железной дороги, которая должна соединить Иран, Афганистан, некоторые центрально-азиатские государства и Китай. Очевидно также, что игиловцы продолжат искать возможности для террористических атак на туристов, рабочих, бизнесменов, дипломатов, ученых, преподавателей из числа граждан КНР, посещающих Афганистан, Пакистан и республики Центральной Азии.
По словам ряда афганских источников «НГ», в ближайшее время может быть приостановлена деятельность посольства Китая в Кабуле – по причине невозможности обеспечения полной безопасности его персонала. Очевидно, что если такая мера будет предпринята Пекином, то она станет сильнейшим политическим ударом для режима «яростных мулл», который уже почти полтора года тщетно пытается решить проблему своего международного признания.