Одним из первых в Вашингтон прилетел президент Намибии. Фото со страницы Государственного департамента США в Flickr
Президент Джозеф Байден предпринял попытку вернуть Соединенным Штатам утраченное влияние в Африке, собрав в Вашингтоне 49 лидеров Черного континента. Проведение второго саммита США–Африка вызвано растущей озабоченностью Белого дома из-за усиления экспансии Китая и присутствия России в регионе. Хотя, как сообщает АР со ссылкой на представителей администрации США, опасения по поводу Пекина и Москвы не будут занимать центральное место в переговорах.
На открывшийся во вторник трехдневный саммит под девизом «Африка будет определять будущее» прибыли главы государств и правительств 49 стран, а также представитель Африканского союза (АС). На форум не были приглашены Буркина-Фасо, Гвинея, Мали и Судан из-за того, что там произошли государственные перевороты и АС не признает пришедших к власти правителей.
Что касается Эритреи, то у Вашингтона нет с ней полноценных дипломатических отношений. А лидеры Зимбабве и ЮАР отказались от поездки в Вашингтон.
Сам хозяин саммита почти за два года нахождения на посту президента США ни разу не посещал Африку, а делегировал туда госсекретаря Энтони Блинкена. Его визит минувшим летом в ЮАР, Демократическую Республику Конго и Руанду преследовал цель исправить провалы политики администрации Байдена в Африке и рассказать о готовящейся новой стратегии США на континенте.
Предыдущая стратегия была принята еще при Дональде Трампе и официально сводилась в основном к «противодействию росту влияния Китая и России». Стратегия же Байдена, как рассказал «НГ» замдиректора Института Африки РАН Леонид Фитуни, проповедует идею американо-африканского партнерства. Ключевыми в ней являются четыре системообразующих пункта: строить партнерство, «прислушиваясь к Африке» и создавая там открытые общества; предлагать дивиденды от развития демократии; содействовать в «решении острых проблем континента», в том числе связанных с пандемией COVID-19; отводить центральное место климатической проблематике и энергетическому переходу.
Cтоит напомнить, что предыдущий саммит, организованный в 2014 году Бараком Обамой, фактически закончился безрезультатно: ни одна из поднятых тем не получила существенного развития. По словам главы Африканской энергетической палаты Энджея Аюка, обещания, данные на подобных встречах в верхах, какими бы искренними они ни казались, остаются невыполненными. «История говорит нам, что снова и снова высокие идеалы, добрые слова, меморандумы и даже договорные обязательства, которые были достигнуты на этих встречах, по целому ряду причин игнорировались, откладывались или считались слишком амбициозными для выполнения», – цитирует Аюка южноафриканское издание Independent Online.
В этот раз Вашингтон решил изменить концепцию форума. США намерены доказать африканским странам преимущества сотрудничества с США. Помимо 55-миллиардных инвестиций в течение трех лет они пообещают содействие в проведении реформ и решении проблем безопасности и изменения климата. «В ближайшие дни будет сделан целый ряд объявлений, будут конкретные результаты в целом ряде сфер, новые проекты и инициативы, новые потоки финансирования», – рассказал в преддверии саммита помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.
По его словам, Байден планирует высказаться в пользу реформы Совета Безопасности ООН за счет того, чтобы его постоянным членом стала одна из африканских стран. Кроме того, президент намерен объявить о поддержке со стороны США выдвинутой на саммите G20 на Бали инициативы о присоединении к этой неформальной организации Африканского союза в качестве постоянного члена.
Одним из первых африканских лидеров, прибывших в американскую столицу, оказался президент Намибии Хаге Гейнгоб. Его пресс-секретарь Альфредо Хенгари рассказал журналистам, что видное место в программе саммита займет обсуждение закона «Об обеспечении роста и возможностей в Африке» (African Growth and Opportunity Act, АGОА), который представляет собой краеугольный камень торговых отношений Африки и США. Дальнейшей реализации АGОА, включая укрепление экономического сотрудничества, расширение двусторонней торговли и сферы инвестиций, поддержку региональной экономической интеграции, будет посвящено специальное заседание.
Среди намеченных к обсуждению тем фигурирует и влияние боевых действий в Украине на ситуацию в Африке, сообщает АР. В этой связи отмечается, что США и страны Африки по-разному видят решение конфликта в Украине. По словам высокопоставленного американского чиновника, которые приводит Washington Post, стороны расходятся во мнениях по поводу того, какую тактику использовать для прекращения огня и достижения мирного урегулирования. «Африканцы хотят видеть дипломатическое решение этого конфликта. Мы, в общем-то, тоже, – объяснил американский чиновник. – Расхождения возникают, когда некоторые страны выражают дискомфорт в связи с санкциями и критикой в адрес России, что, по их мнению, затрудняет поиск дипломатического решения». По данным газеты, африканские страны настаивают на том, что «страдают от самых тяжелых последствий конфликта и не видят особой пользы в том, чтобы злить Россию».
Задачи России в Африке сейчас в основном сводятся к поиску перспективных ниш для сотрудничества и созданию плацдармов для расширения экономического и политического взаимодействия. Эти вопросы наверняка будут в центре внимания намеченного на 2023 год второго саммита Россия–Африка.
По мнению Фитуни, в ситуации нарастания давления со стороны США и ЕС, пытающихся любыми способами сдержать ее развитие, Россия может и должна использовать имеющиеся на африканском направлении возможности для успешного решения собственных задач и консолидации своих позиций на международной арене.