Процесс над Маркусом Брауном (в центре) обещает растянуться на весь 2023 год. Фото Reuters
В земельном суде Мюнхена начался процесс по делу обанкротившейся несколько лет назад немецкой платежной системы Wirecard. Считается, что это крупнейшая финансовая афера с 1945 года, в результате которой обманутыми оказались сотни тысяч вкладчиков на сумму более 3 млрд евро. Процесс может продлиться вплоть до 2024 года.
Под судом бывший генеральный директор Wirecard Маркус Браун, главный бухгалтер компании и руководитель филиала в Дубае, который выступает в качестве основного свидетеля обвинения. Один из главных обвиняемых – член правления Ян Марсалек – находится в бегах вместе (как предполагается) с крупной суммой похищенных им денег. Некоторые немецкие СМИ обозначают в качестве его местопребывания Москву.
Компания предлагала электронные услуги платежных транзакций, услуги управления рисками, выдачу и обслуживание физических и виртуальных карт. По состоянию на 2017 год компания была зарегистрирована на Франкфуртской фондовой бирже и входила в фондовый индекс DAX.
Обвинения в злоупотреблениях в бухгалтерском учете преследовали компанию с первых дней ее регистрации, достигнув пика в 2019 году – после того, как Financial Times опубликовала серию расследований вместе с жалобами осведомителя и внутренними документами. В июне 2020 года Wirecard заявила о неплатежеспособности после того, как выяснилось, что 1,9 млрд евро «пропали без вести», что привело к увольнению и аресту Брауна.
Объем обвинительного заключения насчитывает 474 страницы, и его зачитывали в строго охраняемом подземном зале заседания свыше пяти часов. С точки зрения прокурора Маттиаса Буринга, генеральный директор создал в глазах общественности образ успешной фирмы с помощью использования системы так называемого третьего партнера (Third-Party Acquirern), что позволило ей оперировать в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где финансовые правила не столь строги, как в Европе (см. «НГ» от 15.04.21).
По мнению прокурора, Браун и его подручные создали банду с целью ограбления вкладчиков. По данным следствия, руководство Wirecard с 2015 года систематически подделывало данные о балансе компании и раздувало продажи с целью скрыть, что на самом деле этот бизнес приносит убытки. В итоге Wirecard получила кредиты более чем на 3,2 млрд евро, которые теперь, судя по всему, будут потеряны для банков. По сути, фирма представляла собой финансовую пирамиду.
Ключевым моментом для краха стал неудачный аудит в апреле 2020 года. По данным фирмы Ernst & Young, доверенное лицо Wirecard попыталось «обмануть аудитора», в результате чего оказалось невозможным опубликовать сведения по акциям за предыдущий год. В июне же выяснилось, что 1,9 млрд евро «пропали без вести». В результате стоимость акций Wirecard упала более чем на 72%, а ее гендиректор Браун ушел в отставку. Несколькими днями позже правление заявило, что указанная сумма, вероятно, не существует. Два банка на Филиппинах, которые предположительно держали деньги, сообщили, что у них никогда не было этой суммы. С 19 июня 2020 года кредитный рейтинг компании, по версии Moody’s, был несколько раз понижен с первоначального B3 вплоть до полного удаления.
Федеральное ведомство по надзору за финансовым сектором (Bafin) назвало ситуацию катастрофой и позором. Участницей аферы невольно оказалась Ангела Меркель, которая, будучи канцлером, лоббировала сделки с Wirecard во время своих зарубежных поездок. По этому поводу ее даже допрашивали в специальном подкомитете Бундестага по расследованию этой аферы.
Для немецкой правоохранительной системы выяснение всех обстоятельств и действующих лиц, позволявших системе Wirecard столь долгое время функционировать, имеет принципиальное значение с точки зрения восстановления международного доверия к немецкой финансовой системе, рынку капиталов и акциям.
Сам Браун, которому грозит до 15 лет тюремного заключения, оспаривает все обвинения и убежден, что фирмой манипулировали его подчиненные. Среди них – член правления Wirecard австриец Ян Марсалек. Он в молодости вел бурную жизнь, сотрудничал с австрийскими спецслужбами, интересовался политикой. Марсалек исчез накануне ареста и через Австрию и Белоруссию, по некоторым данным, в конечном счете оказался в Москве, где якобы живет на широкую ногу, посещает дорогие рестораны и охраняется «агентами ФСБ». Об этом до сих пор пишут немецкие газеты, хотя специальное расследование, которое проводил по горячим следам Бундестаг, не выявило связи Марсалека с российскими спецслужбами.
На самом деле местонахождение Марсалека неизвестно.
Берлин