Для кронпринца Мухаммеда бин Сальмана обмен Бута и Грайнер стал второй по счету гуманитарной акцией с февраля этого года. Фото Reuters
Персидский залив мог бы сыграть посредническую роль в ситуации вокруг осужденного в России за шпионаж гражданина США Пола Уилана после успешного обмена россиянина Виктора Бута на американку Бриттни Грайнер. Об этом «НГ» заявил дипломатический источник в одной из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), комментируя помощь Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) в последней гуманитарной акции. Эксперты считают, что инициативность игроков Ближнего Востока преследует свою вполне прагматичную цель.
Предположение, что Персидский залив способен помочь в ситуации вокруг Уилана, если Кремль и Белый дом согласуют условия обмена, источник «НГ» назвал правдоподобным. Так он ответил на вопрос, могут ли Саудовская Аравия и Эмираты закрепить свой успех после совместных посреднических усилий в сделке Бут–Грайнер. Процедура российско-американского обмена состоялась 8 декабря, ее транзитной территорией стал аэропорт Абу-Даби. «Почему бы и нет, у нас хорошие отношения и открытые каналы связи с обеими странами, поэтому думаю, что это возможно», – заявил собеседник «НГ». Он добавил, что аравийские государства и такие страны, как Турция, «предлагают нейтральную площадку для такого рода взаимодействий и обменов».
Для Саудовской Аравии это не первая гуманитарная инициатива после 24 февраля 2022 года. В сентябре между Москвой и Киевом состоялся крупный обмен военнопленными, в рамках которого лавры миротворца с королевством разделила Турция – страна, принявшая в этом году на своей территории российско-украинские переговоры и стимулировавшая согласование «зерновой сделки». Эр-Рияд тогда взял на себя ответственность за возвращение Украине воевавших на ее стороне иностранных наемников: в аэропорту саудовской столицы приземлился самолет с 10 иностранцами.
Как допустил источник «НГ», близкий к турецким официальным лицам, Эр-Рияду, вероятно, тогда была делегирована не самая приятная часть работы: по его предположению, Анкара могла деликатно устраниться от участия в разрешении судьбы наемников из-за их теневого статуса.
Это неоднозначная акция с точки зрения репутационной выгоды, рассудил собеседник «НГ».
Заметно возросший энтузиазм стран Персидского залива в рамках урегулирования споров между Москвой и Вашингтоном, Москвой и Киевом также стало принято объяснять управлением репутационными рисками. Двусторонние отношения между США и их аравийскими союзниками переживают не самый простой период.
Контакты Вашингтона с Эр-Риядом вошли в новую кризисную фазу после того, как администрация президента Джозефа Байдена не смогла склонить кронпринца Мухаммеда бин Сальмана к координации действий в сфере нефтедобычи. В свою очередь, политика Абу-Даби вызывает нарекания у Белого дома в связи с предполагаемой готовностью дать гавань подозрительному, с точки зрения Минфина США, российскому капиталу.
На этом фоне страны пытаются перестраховаться. В декабре государственный министр внешней торговли ОАЭ Тани бин Ахмед Аль Зейуди заявил, что его страна намерена сократить дистанцию с Киевом в экономике. «Мы хотим стимулировать торговлю за счет устранения торговых барьеров, таможенных пошлин, сборов, стандартизации и т.п. Это даст огромный потенциал для удвоения экспорта и импорта», – заметил министр. В Абу-Даби в то же время подчеркивали, что торговые переговоры представляют собой еще один ключевой компонент в усилиях Эмиратов по оживлению национальной экономики Украины. Западные деловые издания характеризовали такие шаги ОАЭ как попытку отразить западную критику в свой адрес за курс на нейтралитет.
Сами аравийские игроки публично не признают, что их посредничество преследует внешнеполитические цели. В разговоре с британскими изданиями министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бин Фархан подчеркивал, что участие королевства в обменах носит исключительно гуманитарный характер и не продиктовано желанием скорректировать международный имидж. «Думаю, что это очень циничная точка зрения», – парировал принц.
Впрочем, западным чиновникам, отвечающим за внешнюю политику, трудно, по их собственному признанию, уйти от ощущения, что ближневосточные страны пытаются на практике убедить их в пользе сохранения «особых» отношений с Москвой и получить на это негласную индульгенцию.
В разговоре с «НГ» доцент департамента политологии и международных отношений НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Леонид Исаев поставил под сомнение тезис о том, что Турция смогла монополизировать переговорный процесс вокруг Украины за этот год. «Просто Анкара заняла определенную нишу, где у нее получается достигать каких-то результатов в вопросах, которые непосредственно ее затрагивают: это проход через Босфор, «зерновой коридор» и т.п., – пояснил собеседник «НГ». – Турки, может быть, и хотели бы монополизировать дипломатический процесс, но пока они контролируют лишь его часть». Все остальные игроки, по словам эксперта, пытаются следовать этому примеру и выступать посредниками по ряду своих причин.
«Если есть какие-то ресурсы, чтобы вести переговорный процесс – а у стран Залива они есть, – то это, вероятно, самая выгодная и безопасная тактика, – отметил Исаев. – Если ты просто занимаешь нейтральную позицию и говоришь, что тебя не касается происходящее, все равно ты испытываешь давление, прежде всего со стороны Запада. А когда ты сохраняешь активность, пусть даже посредническую, давление отчасти компенсируется. В связи с этим Заливу, у которого есть ресурсы и нет желания быть стороной конфликта, приходится показывать, что ему ситуация небезразлична». Стремление стоять в стороне аравийским игрокам на Западе могут поставить в вину, обратил внимание эксперт.
Для аравийских игроков свойственна игра в статусность, пояснил Исаев. «Учитывая то, что внутри Залива тоже идет постоянная конкуренция друг с другом за лидерство, если Эмираты начинают предпринимать какие-то посреднические усилия, то и саудовцам, и катарцам приходится делать то же самое, – пояснил собеседник «НГ». – Подчас логичнее просто объединить усилия. Они в это включаются, чтобы, с одной стороны, повысить статус внутри региона, потому что ты фактически посредничаешь между двумя сверхдержавами, а с другой – получить внешние преференции от этого. Думаю, что Саудовская Аравия вправе требовать от США в рамках двусторонней повестки какие-то уступки после последнего обмена».
Если бы ресурсы для такого медиаторства были у других стран, они бы тоже присоединились к процессу, не исключил Исаев.