Фото Reuters
Конгресс США по просьбе президента Джозефа Байдена готов на законодательной основе закрепить за рабочими, обслуживающими железные дороги страны, повышение зарплаты на 24%, повысить бонусы до 5 тыс. долл., применив данное изменение к последним трем годам, с 2020 года, а также увеличить на один день оплачиваемый отпуск. AP сообщает, что подобный шаг может быть одобрен не только демократами, но и республиканцами. Белый дом предлагает активизироваться законодателям, чтобы избежать забастовки, которая могла бы остановить движение поездов и нанести огромный урон экономике.
Намечающийся законопроект, о котором в ближайшее время собирается объявить в Палате представителей ее нынешний спикер Нэнси Пелоси, может стать самой большой уступкой профсоюзам железнодорожников за последние 40 лет. Практически все амбициозные требования профсоюзов были удовлетворены, кроме разве что более гибкого графика работы. В итоге уже 8 из 12 крупнейших профсоюзов железнодорожников заявили Белому дому, что планируемых забастовок после 9 декабря они устраивать не будут. Оставшиеся 4 считают, что власти еще могут предоставить преференции железнодорожникам в виде оплачиваемого отпуска по болезни.
Дело не только в гуманности Байдена и конгрессменов. Дело в том, что экономика США может попросту встать, если железнодорожные перевозки резко сократятся. Хотя доля железных дорог в экономике страны не так велика, как в России, она остается высокой, если говорить о перевозке грузов. Чуть менее 40% грузового оборота на большие расстояния осуществляются поездами. Это больше, чем на грузовиках, в том числе тягачах, которые, к слову, являются одним из символов Соединенных Штатов и тоже играют заметную, но все же меньшую роль в дальних грузоперевозках. Железнодорожными сетями длиной 140 тыс. миль пронизаны все штаты, кроме Гавайев.
Роль железнодорожных перевозок осталась высокой, даже несмотря на то что сокращение использования угля несколько снизило их роль. Поезда продолжают перевозить автомобили, химикаты и продовольствие, в том числе зерно.
Профсоюзы угрожают забастовками уже не первый месяц. К сентябрю Байден заявил, что бастовать железнодорожники не будут, однако затем ситуация снова обострилась. К слову, и забастовка могла стать едва ли не первым крупным рабочим протестом за последние десятилетия и могла стоить экономике 2 млрд долл. ежедневно, как утверждают профсоюзы. В США исторически власти не часто встают на сторону рабочих в их спорах с работодателем.
Дать согласие на принятие закона, как ни странно, возможно, будет тяжелее не для республиканцев, а для ряда левого крыла демократов, таких как сенатор от штата Вермонт Берни Сандерс.
Данный прецедент проведения требований профсоюзов через законы может в каком-то смысле показаться опасным, потому что получается, что «забастовочный шантаж» сработал. Однако повторения подобного сценария вряд ли можно ждать, поскольку профсоюзы в США не очень сильны в принципе.
«Основные сферы, где мощны профсоюзы, – это строительство, грузовые перевозки и железнодорожные перевозки. При этом строительная сфера сейчас активно развивается, в том числе благодаря тому, что был принят закон о развитии инфраструктуры. Исторически сильные профсоюзы имели угольщики, однако вслед за упадком добычи угля это осталось в прошлом», – отмечает ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Николай Попов.
Эксперт в разговоре с «НГ» сказал, что именно мощь железнодорожных профсоюзов привела к уступкам со стороны властей. Но все-таки еще более важным может стать то, что республиканцы собираются поддержать инициативу. Ведь таких прецедентов не так уж много.
«Таким образом, действительно у властей есть определенное полевение. Есть информация, что республиканцы могут согласиться и на повышение минимального размера зарплаты. Конгресс по таким общенациональным вопросам продемонстрировал способность действовать вместе, а не только спорить друг с другом по мелким и не очень поводам», – рассуждает Попов.