Фото Reuters
Израиль намерен превратить тему происхождения применяемых в Украине беспилотников в повод для усиления антииранских санкций. Это демонстрируют конфиденциальные депеши и материалы для брифингов, разосланные израильским МИДом в свои посольства на Западе. Несмотря на желание израильтян качественно изменить мнение о Тегеране, сдвиги в позиции уже произошли, дают понять западные официальные лица: тема дронов, по их словам, приобрела больший вес, нежели феномен иранских протестов.
О разосланных в дипмиссии Израиля материалах сообщил портал Axios. По его данным, МИД еврейского государства сначала распорядился, чтобы посольства в диалоге с властями принимающих стран чаще поднимали тему происхождения дронов, используемых в Украине.
А впоследствии дипломатическое ведомство разослало и материалы для соответствующих брифингов. Как отмечают собеседники Axios, ситуацию, когда Россия сталкивается с обвинениями в эксплуатации беспилотников иранского производства в зоне специальной военной операции (СВО), еврейское государство хотело бы максимально использовать в качестве средства раскрутки дополнительного международного давления на своего регионального оппонента.
Из материала Axios следует, что свои аргументы израильская дипломатия успела изложить заместителю генерального секретаря НАТО. С такой же задачей в Брюссель отправился дипломат высокого ранга, который должен провести брифинги в штаб-квартирах ЕС и Европарламента. Источники утверждают, что, кроме того, для дискуссии по этой теме Израиль намерен созвать на своей площадке международную конференцию – идея уже обсуждается с рядом государств-союзников. Отмечается, что подобные усилия означают сдвиг в тактике израильтян, потому что до настоящего момента они не предпринимали столь активных лоббистских усилий в западных столицах, опасаясь, как подчеркивают источники Axios, разжечь конфронтацию с Кремлем.
Российские официальные лица не раз отмечали, что в ходе СВО применяется вооружение исключительно отечественного производства. Этих же оценок придерживается иранский официоз, который параллельно предпринимал попытки не только предложить сторонам свои посреднические услуги, но и – после серии обвинительных публикаций в западных изданиях по поводу дронов – запросить Киев об организации переговоров на экспертном уровне. На этой неделе постоянное представительство Исламской Республики при ООН проинформировало о «значительных шагах» по налаживанию конструктивного разговора между представителями украинского руководства и Тегерана о распространении боевой беспилотной авиации.
Накануне министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян сообщил, что встречи были, но «украинская сторона не представила никаких доказательств использования иранских беспилотников». «Недавно политические и военные делегации Ирана и Украины провели переговоры в третьей стране, – отметил глава МИДа. – Перед этой встречей министр иностранных дел Украины в последнем телефонном разговоре со мной подчеркнул, что беспилотник попал в руки украинских вооруженных сил и что этот беспилотник является российским, однако напоминает иранский беспилотник Shahed-136. Я сказал ему, что это российский беспилотник, похожий на иранский, что является доказательством того, что Иран придерживается своей позиции».
Впрочем, иранская сторона в последние месяцы стала делать заметный акцент на том, что ее индустрия по производству беспилотников делает успехи. В октябре советник верховного лидера Ирана по военным вопросам генерал-майор Яхья Рахим Сафави обратил внимание на то, что международные игроки выстроились в очередь за военной продукцией отечественного производства. Он насчитал 22 страны, выразившие интерес к приобретению иранских дронов. А за месяц до этого командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР) генерал-майор Хоссейн Салами проинформировал, что Тегеран продал свою военную технику многим иностранным покупателям, среди которых – крупные мировые державы.
Ситуация уже заставила европейское сообщество скорректировать свою позицию, потому что раньше оно довольно лояльно смотрело на идею контактов с Исламской Республикой. В середине этого месяца Евросоюз ввел санкции против двух структур КСИР – Аэрокосмических сил и Qods Aviation Industries. Этим мерам предшествовали рестрикции от 20 октября, когда Брюссель объявил вне закона крупного производителя дронов Shahed Aviation Industries.
Тезис о сдвигах в мнении ЕС подтверждают западные источники арабских изданий, которые утверждают, что иллюстрацией служит сам процесс согласования санкций, потому что запретительные меры были разработаны и приняты достаточно оперативно, что нехарактерно для неповоротливой политики блока. «Если вы поговорите с любым профессиональным дипломатом в Брюсселе, то он скажет, что такой поворот в отношении санкций был бы немыслим в прошлом», – заявил источник портала Middle East Eye.
Собеседник издания обратил особое внимание на то, что проблема распространения иранских дронов постепенно затмила тему проходящих с сентября в Исламской Республике антиправительственных демонстраций. «Внутри общественного мнения и в прессе упор делается на демонстрациях, но когда вы разговариваете с властями наедине, поставки дронов выходят на сцену в первую очередь», – признался источник Middle East Eye.