Глава Евросовета Шарль Мишель недоволен: Еврокомиссия не смогла предложить странам ЕС приемлемые ограничения на нефть и газ. Фото Reuters
Министры энергетики стран ЕС по политическим причинам не нашли общего языка по вопросу об установлении потолка цен на российскую нефть. Одним членам Евросоюза предложения Еврокомиссии на этот счет показались слишком щадящими для России. Другие, наоборот, посчитали, что потолок слишком высок и ударит по самим странам ЕС. Договориться по данному вопросу европейские чиновники рассчитывают 13 декабря, перед саммитом Евросоюза, где будет принят окончательно девятый пакет антироссийских санкций.
В четверг в Брюсселе шли трудные переговоры Энергетического совета ЕС – министров энергетики стран Объединенной Европы. Судя по информации, появившейся к концу дня, достичь договоренности по конкретным цифрам потолка цен на российскую нефть так и не удалось. По данным издания Politico, которое ссылается на трех дипломатов, вопрос отложен до следующего Энергетического саммита. Он состоится 13 декабря. А через два дня, 15–16 декабря, на встречу соберутся лидеры ЕС. Они должны утвердить девятый пакет антироссийских санкций, который, как ранее заявлялось, уже практически готов. В конце ноября он будет одобрен министрами иностранных дел.
А ранее предполагалось, что конкретные цифры потолка будут определены до 5 декабря. Согласно шестому пакету санкций ЕС, именно с этой даты Евросоюз должен отказаться от импорта российской нефти. С 5 февраля предусматривается еще и отказ от российских нефтепродуктов. Введение потолка, таким образом, можно рассматривать как некоторое смягчение этих санкций. Необходимость такого смягчения объяснялась экономически: нежеланием подстегивать рост цены на нефть.
Определиться с потолками цен на энергоносители до начала зимы Еврокомиссии предлагал глава Евросовета Шарль Мишель. Ее предложения необходимо было принять только консенсусом – согласием всех 27 стран ЕС. Но, несмотря на все усилия официального Брюсселя, консенсуса достичь не удалось.
Камнем преткновения стали предложения Еврокомиссии. Она настаивала на цифрах 65–70 долл. за баррель. Примерно за столько сейчас продается российская нефть. Как утверждает Bloomberg, была предложена и идея введения 45-дневного переходного периода для нефти, загруженной в танкеры до 5 декабря. Идея Еврокомиссии заключалась в том, чтобы РФ не могла получать сверхдоходы от своих энергоносителей, но при этом не страдали их покупатели, не входящие в Евросоюз. Кстати, в четверг Мишель направился с визитом в Китай. КНР на сегодняшний день относится к числу крупнейших покупателей российской нефти.
Предложения ЕС не устроили Польшу и страны Прибалтики. «С точки зрения Эстонии такой ценовой горизонт недостаточно амбициозен, учитывая также то, что в ЕС нам пока не удалось достичь согласия по санкциям против России», – заявил министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу.
По данным Politico, польское правительство выступило с идеей нефтяного потолка в 30 долл. за баррель. Это уже не устроило страны, причастные к транспортировке российской нефти. В их числе Греция, чьими танкерами осуществляется значительная часть такого рода перевозок. Позицию этой страны поддержали Кипр и Мальта.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на вопрос, какой будет реакция Москвы, если рыночные цены на нефть будут на уровне или ниже потолка на нефть, сказал, что «это все подлежит глубокому анализу». По его словам, «пока что в нюансах идут непонятные обсуждения, у европейцев по этому потолку, там малообъяснимые цифры называются, создается впечатление, просто пытаются принять решения ради решения, поставить галочку, что потолок введен». При этом он подтвердил, что Россия пока исходит «из установки президента Путина о том, что мы не будем поставлять нефть и газ тем государствам, которые присоединятся к потолкам».
Неудача переговоров ЕС относительно нефтяного потолка означает, что его не будет пока устанавливать и «большая семерка». Страны G7 принципиально договорились о том, что они, а также Австралия установят тот же потолок цен на нефть, что и ЕС. Следует также заметить, что более жесткий характер на Энергетическом совете приобрела дискуссия относительно потолка цен на газ. Он касается не только поставок из России.
В результате заблокировано введение механизма коррекции рынка, который должен заработать с 1 января. В его рамках Еврокомиссия предложила потолок цен на газ в 275 евро за мегаватт-час для контрактов TTF (так называется нидерландский виртуальный газовый хаб, используемый в качестве европейского эталона) в месяц вперед, но с важной оговоркой. Потолок вводится только в том случае, если цены превысят этот уровень в течение двух недель, а цена TTF на сжиженный природный газ будет выше 58 евро в течение 10 дней в течение двухнедельного периода. Это вызвало обоснованные подозрения, что потолок цен вводится так, чтобы его никогда нельзя было применять на практике. Пять стран (Италия, Испания, Польша, Греция и Бельгия) заявили, что пока нет договоренности о потолке цен на газ, говорить о прочих вопросах бессмысленно.
Доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули в комментарии «НГ» призвал не преувеличивать степень разногласий между странами ЕС по вопросу о введении потолка цен. «Евросоюз так устроен, что в принятии его решений всегда есть элемент торга. Всегда у кого-либо из стран – членов ЕС есть какие-то козыри, которые он стремится в нужный момент использовать. Понятно, что в данном случае мы имеем дело, так сказать, с первым подходом к снаряду. Есть предложение Еврокомиссии, есть отношение стран ЕС к этому предложению», – сказал он. При этом эксперт обратил внимание на то, что принципиальная договоренность о введении потолка цен есть. А это значит, что он так или иначе будет введен.
Наконец, существенна и позиция Соединенных Штатов. Она вовсе не свидетельствует о том, что ситуация как-то принципиально изменилась. Минфин страны выпустил две генеральные лицензии, где уже есть меры по регулированию ценового потолка. В одной из них указывается, что ограничения не коснутся нефти, прошедшей серьезную переработку за пределами России. В другой сообщается, что в потолок цен не войдут расходы на страхование и транспортировку нефти. Кроме того, в четверг тему введения нефтяного потолка обсудили президент США Джозеф Байден и глава Минфина США Джанет Йеллен. Как сообщает агентство Reuters, американский лидер подчеркнул, что данный вопрос для его страны по-прежнему стоит в повестке. Таким образом, получается, что и в Вашингтоне, вне зависимости от того, что решили в Европе, считают введение потолка цен если не решенным вопросом, то вопросом, который решится в ближайшее время. n