На фото уличные беспорядки в Тегеране. Фото Reuters
Рост антиправительственных настроений в Иране связан с расширяющейся секуляризацией общества, показало совместное исследование Института Тони Блэра и голландской Группы анализа и измерения отношений в Иране (GAMAAN), которые пришли к выводу, что светский характер затяжного протеста делает неизбежным его нацеленность на демонтаж власти. Региональные оппоненты Тегерана уже выражают опасения, что волнения повлияют на ужесточение его стратегии как внутри страны, так и вовне. Израиль обвинил Исламскую Республику в готовности устроить диверсию на чемпионате мира по футболу.
Авторы исследования Института Тони Блэра и GAMAAN утверждают, что подавляющая часть протестующих против Тегерана граждан имеет светские взгляды.
«Опрос показывает, что 76% иранцев, которые хотят смены режима, считают религию неважным элементом в своей жизни, – говорится в публикации. – Это подтверждает, что антирежимные настроения, стоящие за иранскими протестами, были светскими по своей сути». Среди тех, кто поддержал с сентября требования против обязательных правил ношения хиджаба, 84% хотели бы жить в светском государстве, добавляют исследователи. «В связи с тем, что светское государство невозможно при Исламской Республике, это свидетельствует о потребности людей в смене режима», – отмечается в докладе.
Согласно этим оценкам, на протяжении пяти лет, когда в Иране происходили вспышки народного недовольства, Запад придерживался неточных представлений об их характере. Известные комментаторы называли акции результатом экономических лишений, вызванных крушением «ядерной сделки» и повторным введением санкций, сетуют эксперты. «Нарративы на Западе проводят различие между экономическими протестами и протестами против обязательного ношения хиджаба в Иране, – обращают внимание авторы доклада. – Причем первые изображаются как проблема сельского рабочего класса, а вторые – как проблема городского среднего класса». Однако представители Института Тони Блэра и GAMAAN утверждают, что грани стираются.
Международные игроки, в свою очередь, открыто выражают опасения, что рост протестного потенциала открывает пространство для раскручивания спирали насилия. Об этом накануне предупредил глава службы военной разведки Израиля (АМАН) Аарон Халива. Выступая в Тель-Авиве, военачальник назвал охватившие Исламскую Республику акции «гражданским восстанием». «Внутри режима есть реальная обеспокоенность тем, что это ставит его под угрозу, – заявил Халива. – На данном этапе я не вижу риска для режима, однако по мере усиления давления на Иран, в том числе внутреннего давления, его ответ станет гораздо более агрессивным, поэтому следует ожидать гораздо более жестких ответов на региональном и глобальном уровнях».
Отдельно глава АМАН добавил, что пространство рисков в настоящее время открывает начавшийся мундиаль. «Иранцы сейчас также рассматривают возможность нападения на чемпионат мира в Катаре, – сказал он. – Единственное, что их сдерживает, – это то, как отреагируют катарцы».
Соответствующие утверждения повторил и уходящий министр обороны еврейского государства Бени Ганц, выступая на еженедельном заседании своей партийной платформы. «Иран стремится сохранить нестабильность как постоянный элемент, – выразил уверенность глава военного ведомства. – В то время когда мир вокруг него стабилен и процветает – это противоположно тому, что происходит внутри… Чемпионат мира, вероятно, будет одним из тех событий, в ходе которых он пытается спровоцировать нестабильность».
Готовность сместить акценты в ситуации вокруг протестов Тегеран показал еще на заре нынешних протестов, инициировав удары по северным районам Ирака, где базируются те курдские организации, которые Исламская Республика обвиняет в разжигании волнений. На этой неделе Корпус стражей исламской революции (КСИР) продолжил трансграничные обстрелы. Концентрация регулярных частей ВС и бронетехники фиксируется в тех иранских провинциях, которые компактно населены курдами, в том числе в Западном Азербайджане и Керманшахе. Оппозиционные Тегерану СМИ говорят о происходящих там серьезных боях между манифестантами и силами безопасности. Последние, по этим данным, задействовали в ходе подавления боевые патроны.
Как пояснил «НГ» эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Никита Смагин, сама модель поведения иранского руководства в курдских районах Исламской Республики больше всего напоминает противодействие повстанцам, нежели нейтрализацию гражданских волнений. Он обратил внимание на то, что регулярные армейские части и сотрудники КСИР попросту перекрывают выезды из населенных пунктов и применяют автоматическое оружие. «Мне кажется, что власти Ирана обладают достаточными возможностями, чтобы подавить текущие выступления курдов в приграничных областях. Все-таки слишком заметный разрыв в ресурсах и организационных возможностях», – пояснил аналитик.
Однако если курдская стилистика восстаний даст знать о себе еще и в других районах Ирана, то здесь уже могут появиться системные проблемы, сделал оговорку собеседник «НГ».