Косовские сербы по-прежнему считают своей столицей Белград, а не Приштину. Фото Reuters
Провалом закончилась попытка Сербии и Косово договориться по поводу ситуации с заменой сербских номеров, инициированной Приштиной. Переговоры шли в Брюсселе при посредничестве ЕС. Вероятность возобновления вооруженного конфликта между Белградом и Приштиной эксперты оценивают как невысокую, но одной серьезной проблемой на пути присоединения Сербии к Евросоюзу стало больше.
Пять часов продолжались переговоры между премьер-министром Косово Албином Курти и президентом Сербии Александаром Вучичем. Они шли при участии верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля и спецпредставителя ЕС по Западным Балканам Мирослава Лайчака.
И вот по их окончании Вучич заявил о том, что компромисса с подписанием соответствующего документа достичь не удалось. «По непонятным мне причинам мы не смогли достичь никаких договоренностей. Сербская сторона была абсолютно конструктивной, мы принимали по 10 раз измененные тексты, но албанская сторона ни одной секунды не хотела принимать ничего, они всегда хотели добавить что-нибудь такое, что невозможно», – констатировал сербский президент.
Причина, по которой оба лидера вынуждены были договариваться, а Евросоюз взялся за их примирение, заключалась в действиях властей Косово. В этом частично признанном государстве большинство составляют албанцы, северные районы заселены сербами. Они в основной своей массе продолжают считать Косово частью Сербии и, в частности, пользуются сербскими автомобильными номерами. Поэтому решение косовских властей штрафовать тех, кто не сменил сербские регистрационные знаки на косовские, вызвало у них взрыв возмущения.
Собственно, само решение было принято властями Косово еще в прошлом году. С тех пор его реализацию удавалось затормозить, не в последнюю очередь благодаря давлению Евросоюза. Однако теперь официальная Приштина заняла непримиримую позицию. Штрафы должны быть введены с 21 ноября. Потом в связи с переговорами Вучича и Курти дату передвинули на 22 ноября. При этом с 21 апреля сербские номера предполагается вообще запретить. В преддверии диалога в Брюсселе руководство Косово и сербские партии сделали шаги в сторону дальнейшей конфронтации. Сербы покинули косовские органы власти, а официальная Приштина объявила о перевыборах в сербских муниципалитетах. Перевыборы, как теперь уже ясно, пройдут без сербов.
В Брюсселе оба лидера провели отдельные беседы с Боррелем. Не помогло. Компромисс не достигнут. Подобный результат – не в интересах Евросоюза и тех сил в Сербии, кто сделал ставку на скорое присоединение страны к ЕС. Неурегулированность отношений с Косово – это, по существу, единственное препятствие на пути евроинтеграции.
Провал переговоров в Брюсселе срывает предложенный Германией и Францией план. Его суть в том, что Сербия, не признавая официально Косово, не будет блокировать вступление этой своей де-факто бывшей автономии в международные организации. Взамен начнется процесс вступления страны в ЕС. Вучич пусть с оговорками, но все же согласился с этим планом. Неуступчивость Курти грозит поставить крест на реализации инициативы Германии и Франции.
Следует заметить, что косовские власти не в первый раз занимают жесткую, неконструктивную позицию на переговорах с Сербией. Причем большинство этих демаршей ассоциируются именно с личностью Курти. В 2020 году, не без давления США и ЕС, он вынужден был уйти в отставку. Но в марте 2021 года его партия «Самоопределение» выиграла парламентские выборы, и Курти вернулся в кресло премьера вновь. Он не особенно скрывает, что хочет добиться от Сербии выбора: либо зеленый свет от Приштины на начало переговоров о вступлении страны в ЕС при отсутствии автономии для косовских сербов, либо наличие такой автономии, но конец евроинтеграции для Белграда. Курти при этом не стесняется конфликтовать с Брюсселем. Так, он выступает против формирования Сообщества сербских муниципалитетов, о чем Приштина и Белград договорились еще в 2013 году, хотя в руководстве ЕС эту идею одобряют.
Министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич прямо заявил, что для достижения компромисса по поводу автомобильных номеров Запад должен оказать давление на Курти. Вероятно, он будет услышан. Ранее Боррель предсказывал, что, если до конца ноября не удастся достичь договоренности, в отношениях Приштины и Белграда будет серьезный кризис. А он не нужен никому, кроме руководства Косово.