Прибывший на Бали премьер Британии Риши Сунак пообещал выступить с критикой политики Москвы. Фото Reuters
Президент Индонезии Джоко Видодо хочет взять на себя большую роль на мировой арене. Бывший бизнесмен, занимавшийся торговлей мебелью, он требовал от своей администрации, чтобы она принесла в страну инвестиции, увеличила экспорт. Это относится и к дипломатии. Но когда Индонезия стала в порядке ротации председателем G20, ставки для него повысились. Видодо оделся в мантию миротворца, побывал в Киеве и Москве и попытался договориться о прекращении огня. Из этого ничего не вышло. Чуть более успешными были попытки возродить сделку о зерне и удобрениях. Но сейчас перед ним стоит задача обеспечить хотя бы подобие консенсуса на Бали, несмотря на то что США и их союзники добиваются осуждения России.
Заканчивается второй срок пребывания Джоко на посту президента. Он хотел бы, чтобы его наследием стало ускорение роста экономики. Но события в Украине могут этому помешать. Другой негативный фактор – вражда между Китаем и США. И вот глава государства старается сделать все, что только возможно для позитивного результата саммита на Бали. Как сообщила New York Times, он лично наблюдал, как во время репетиции старта саммита лимузины с будущими высокими гостями подъезжают к отелю «Бали». Соблюдение протокола имеет значение, подчеркнул президент.
За время пребывания у власти Джоко побывал в Китае пять раз. Китай – самый большой вкладчик капитала в страну после Сингапура. Инвестиции Китая за первые девять месяцев этого года более чем вдвое превышают инвестиции из США. Президент Индонезии опасается, что эскалация напряженности между Пекином и Вашингтоном положит конец притоку капиталов. Он проинформировал о своем беспокойстве председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джозефа Байдена.
Не менее серьезный повод для тревоги, связанной с саммитом, – то, что американцы весьма искусно ведут пропаганду, чтобы изолировать Россию. А это может привести к тому, что форум закончится без принятия традиционного заключительного коммюнике о проблемах мировой экономики. Как передал Reuters, премьер-министр Китая Ли Кэцян, выступая на саммите в Камбодже, якобы говорил о безответственном поведении тех, кто угрожает ядерным оружием. Это означает, что Пекин чувствует себя неловко из-за ядерной риторики стратегического партнера – Москвы. Спрашивается, на чем основана такая интерпретация речи главы китайского правительства. Агентство указывает источник информации: это «старший чиновник США», имя не раскрыто.
Обратимся к отчету китайского агентства «Синьхуа» о выступлении премьера. Оно в первую очередь было посвящено проблемам Юго-Восточной Азии (ЮВА), поддержанию мира и свободы навигации в Южно-Китайском море. Высказался Ли и о горячих точках планеты. Касаясь кризиса в Украине, Ли указал, что Китай всегда стоит за уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран, поддерживает мирное разрешение кризиса, выступает против угрозы или использования ядерного оружия. Нельзя вести ядерные войны. Никакого упоминания России или США, которые тоже выступали с комментариями по ядерному оружию, в речи нет. Тем не менее безымянный чиновник США указал перстом на Москву. Разоблачить ее политику, причем не безымянно, а открыто, пообещал и глава правительства Британии Риши Сунак.
Сработает ли такая тактика, удастся ли Вашингтону и его союзникам убедить страны Азии, Африки и Латинской Америки занять антироссийскую позицию? В беседе с «НГ» Дмитрий Мосяков, руководитель отдела ЮВА Института востоковедения РАН, отметил: «Члены АСЕАН, китайцы, арабы, африканцы, латиноамериканцы испытывают огромное недоверие к США. Они понимают, что цель американцев – сохранить свое доминирование, продолжать диктовать свои правила разрешения конфликтов. Между западным и незападным миром образовался своего рода ров. Возьмите позицию арабов по добыче нефти, позицию индийцев по покупке российской нефти. Страны ЮВА отказываются участвовать в санкциях. Это реальные противоречия. Они мешают США добиваться своего. Хотя отдельные выпады против России со стороны нейтральных государств не исключены.
Что касается Индонезии, то она может обрести более весомую международную роль. Обратите внимание: Видодо обратился к членам Евросоюза и просил снизить накал их выступлений против России. Он ощущает себя полноправным председателем саммита и может обращаться с доброжелательными просьбами к участникам. Его задача – добиться, чтобы было все же принято заключительное коммюнике. Придется подождать финала, чтобы узнать исход этих маневров».
Главным событием в преддверии саммита стала, конечно, встреча Си Цзиньпина с Джозефом Байденом. Судя по сообщению американской стороны, были обсуждены ключевые проблемы мировой политики и двусторонних отношений. Собеседники подчеркнули недопустимость применения ядерного оружия в Украине. По Тайваню позиция Вашингтона осталась противоречивой. Байден, с одной стороны, подтвердил, что остров – часть Китая; с другой стороны, сказал, что США выступают против агрессивных действий Пекина в отношении Тайваня. Он также предупредил Китай, что готов защищать своих союзников против Северной Кореи.
Таким образом, полноценной разрядки в отношениях двух держав ожидать не приходится.