Соперник Трампа губернатор Флориды Рон Десантис – один из триумфаторов выборов. Фото Reuters
В Америке продолжается подсчет голосов, поданных на прошедших 8 ноября выборах в Конгресс и местные органы власти. На момент подписания номера в печать непонятно, за кем останется Сенат, неизвестны и результаты по некоторым штатам. Но в целом вырисовывается картина победы республиканцев с минимальным отрывом. Разгрома демократов не случилось. А это с высокой вероятностью означает, что по крайней мере внешняя политика страны существенно не поменяется.
В среду результаты промежуточных выборов так и не были окончательно подсчитаны. Судя по данным на конец дня, республиканцы в полном соответствии с соцопросами выигрывали борьбу за Палату представителей. У них было 198 мест при необходимых для завоевания большинства 218. Демократы гарантировали себе лишь 178 мест. Не дожидаясь окончательного подсчета, с победой своих однопартийцев поздравил лидер республиканского меньшинства в Палате представителей Кевин Маккарти. Он заявил, что нижнюю палату Конгресса его партия уже, считай, вернула. «Потрясающими» назвал результаты, полученные республиканцами, экс-президент Дональд Трамп, несколько преувеличивая. В США на промежуточных выборах партия президента обычно проигрывает, так что от республиканцев ждали победы, только с гораздо большим перевесом. От американской прессы при этом не ускользнуло то, что экс-президент не поздравил с переизбранием губернатора Флориды Рона Десантиса. Этот молодой политик (ему 44 года) – конкурент Трампа за влияние в партии. Вероятно, они будут ключевыми соперниками на праймериз по выдвижению кандидата от республиканцев на пост президента страны. Трамп еще до выборов анонсировал, что сделает некое заявление 15 ноября, когда подсчет голосов должен быть так или иначе завершен. Как ожидается, экс-президент объявит наконец, что намерен вернуться в Белый дом. Речь по этому поводу он планирует произнести в своем неофициальном предвыборном штабе, флоридском поместье Мар-а-Лаго.
Флорида вообще подтвердила свою репутацию оплота «красных». Таким цветом (демократы соответственно «синие») в США обозначают республиканцев. В борьбе за сенатское кресло победу одержал Марко Рубио, за которого Трамп лично агитировал. Причем успех ему во многом обеспечили голоса испаноязычной общины штата. Эксперты, утверждавшие, что Джозеф Байден своей мягкой миграционной политикой прочно заручился поддержкой латиноамериканцев, как оказалось, ошибались. Для всех американцев, вне зависимости от цвета кожи и происхождения, главной проблемой стала не миграция, не аборты и уж тем более не конфликт РФ и Украины, а инфляция и вызванный ей рост цен.
Но ошиблись и эксперты, прочившие республиканцам уверенную победу в борьбе за Сенат. Там, по данным на среду, никто не получил необходимых для создания большинства 51 места: обе партии могли рассчитывать лишь на 48 мест каждая. Проблемы с определением победителя возникли, можно сказать, в тех же штатах, что и на президентских выборах 2020 года: в Джорджии, Аризоне, Неваде, Висконсине. Проблемы разные. В одном из округов Аризоны, например, сломались машины для подсчета голосов. А в Джорджии уже анонсирован второй тур, намеченный ориентировочно на декабрь. Ведь разрыв между кандидатами в борьбе за сенатское кресло минимальный.
Дональд Трамп разводит руками: он сделал все, что мог, но «красная волна» Америку не накрыла. Фото Reuters |
Для России важно, как изменится внешняя политика страны. Перемены, особенно если республиканцы все-таки установят контроль над Сенатом, конечно, произойдут. Тем не менее большинство экспертов не прогнозируют смены курса США по отношению к российско-украинскому конфликту. Единственным политиком, заявившим, что в случае победы ее однопартийцев «Украина не получит ни пенни», является Марджори Тейлор Грин. Эта консервативная республиканка, уверенно победившая в своей родной Джорджии, вошла в Палату представителей, став одним из 435 ее членов. А Кевин Маккарти уже объявил, что выступает лишь за более тщательный контроль расходования средств, выделяемых Украине, но никак не за урезание помощи этой стране. Опросы свидетельствуют о том, что доля американцев-изоляционистов, выступающих за максимальное невмешательство в ситуацию за рубежом, в США находится на исторически минимальном уровне. «Теоретически, конечно, какие-то подвижки, связанные с поддержкой Украины, возможны. Но все-таки не надо забывать, что внешней политикой, хотя законодатели и не прочь в нее время от времени вмешаться, по Конституции, распоряжается президент. Та же Палата представителей имеет, конечно, приоритет в финансовых вопросах и что-то может сделать. Но не факт. К тому же, хотя итоги выборов окончательно еще не подсчитаны, можно говорить лишь о частичном успехе республиканцев. Демократическая пресса даже пишет о том, что «красной волны» не получилось», – отметил в комментарии «НГ» директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев.