Развитие переговоров дает надежду на прекращение гуманитарной блокады Тыграя. Фото Reuters
В Кении начался второй раунд переговоров между Народным фронтом освобождения Тыграя (НФОТ) и федеральными властями Эфиопии. Агентство Reuters сообщает, что в ходе встречи принято решение о создании горячей линии между сторонами конфликта, а ранее, в начале ноября, было заключено перемирие. Свое согласие на прекращение боевых действий высказали и в штате Амхара, который тоже, но особняком от центра принимал участие в вооруженном конфликте. Впрочем, разговор Аддис-Абебы и Мекеле пока похож на игру в одни ворота. По сути, НФОТ все еще грозит капитуляция.
На данный момент одной из основных задач является восстановление гуманитарных поставок в Тыграй. Это могло бы снять угрозу голода. Представитель Аддис-Абебы Радван Хуссейн заявил, что маршруты для провоза помощи могут быть разблокированы уже к концу этой недели или к середине следующей. Это могло бы в определенной степени и снизить в глазах мирового сообщества ответственность России, которую обвиняют в том, что ее действия привели к тяжелой продовольственной ситуации на Черном континенте. Хотя с разблокированием судна Ikaria Angel с 40 тыс. т зерна на борту и возобновлением «зерновой сделки» угроза голода становится все менее явной.
Одним из ключевых пунктов ведущихся переговоров также является обеспечение перемирия. В любом случае успехом можно считать уже то, что общение сторон продолжается и есть определенные наработки. Другое дело, что пришли к этому отнюдь не за счет уступок: тыграйские войска стали отступать под натиском федеральной армии, получившей материальную поддержку, в том числе в виде дронов, и эритрейских военных сил.
Напомним, что начались переговоры в ЮАР (см. «НГ» от 25.10.22), и, судя по военным успехам во взятии стратегически важных городов, которые им предшествовали, они могли быть похожи на капитуляцию НФОТ. Ситуация с того момента принципиально не изменилась. Речь по-прежнему идет о разоружении НФОТ, что, в общем, оставляет сепаратистов на милость победителям. Другое дело, что становится более очевидным, что альтернатива у бойцов и жителей многострадального штата с шестимиллионным населением еще более неприятная: просто оказаться побежденными с огромными человеческими жертвами эритрейцами, федералами и амхарцами.
Последние играли свою роль в конфликте и преследовали собственные цели, захватывая территории, которые амхарцы считают своими, а тыграйцы – нет. И это мягко сказано, поскольку между амхарцами и тыграйцами проиcходили стычки, которые при появлении войск в населенных пунктах заканчивались массовыми убийствами. Например, в резне при Май-Кадре в начале войны тыграйские вооруженные силы уничтожили более 500 амхарцев. Впоследствии амхарцы в долгу не остались и захватили практически весь Западный Тыграй, заселили туда своих людей.
Амхарцы выразили согласие на перемирие, но ни слова не сказали про статус захваченных ими территорий. Отмалчиваются и в Асмэре, притом что войска Эритреи из Тыграя не уходили.
«НФОТ сейчас, в общем-то, загнан. Но переговоры скорее лишь начинаются. Конкретики пока нет никакой – как по статусу Западного Тыграя, на котором водворена амхарская администрация, так и по его территориальному регулированию в целом. А ведь этот регион лишает Тыграй как плодородных по местным мерам земель, так и путей в Судан. Неясно и то, каков будет статус амхарских переселенцев», – сказал автор Telegram-канала о Черной Африке Zangaro Today Алексей Целунов.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул, что выдворение тыграйцев из западной части их штата было суровым: многие из тех, кому не удалось бежать, были убиты амхарцами.
«Вопрос с эритрейскими войсками тоже пока не комментировался, равно как и то, каким образом собираются разоружать НФОТ, численность которого составляет около 200–250 тыс. человек», – рассуждает эксперт. Вместе с тем он отметил, что в случае разблокирования путей сообщения, получения гуманитарной помощи в виде продовольствия, семян и удобрений угроза гуманитарной катастрофы в Тыграе практически сойдет на нет.