Президент Индонезии готовится тепло принять лидеров стран G20 на острове Бали. Фото Reuters
Президент РФ Владимир Путин может участвовать во встрече «большой двадцатки» на Бали в формате онлайн, но может и поехать на саммит, сказал президент Индонезии Джоко Видодо. Такое впечатление у него создалось после разговора с российским коллегой. Видодо подчеркнул, что приглашение Москве остается в силе, несмотря на то что Запад добивается его отмены. G20, по его словам, должна обсуждать экономику, а не политику. По словам эксперта, такого подхода придерживается и большинство развивающихся стран. Их интересует не Украина, а проблемы климата, голода. Это исключит диктат США. Но Джозеф Байден надеется поговорить на полях форума с Си Цзиньпином.
До начала саммита остается менее недели, а полной ясности, кто из лидеров приедет и кто с кем пересечется в кулуарах, до сих пор нет.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России, ранее говорил, что, поедет ли Путин, станет известно на текущей неделе. Загадкой остается и присутствие президента Украины Владимира Зеленского. Как передал Reuters, он заявил, что не приедет, если будет присутствовать Путин.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Двадцатка» – это совещательный орган для обсуждения глобальных проблем. Запад попытается осудить Россию, но другие страны – так называемые страны глобального Юга – будут неохотно в этом участвовать. Для них ситуация в Украине далека, их интересуют другие вопросы. Поэтому каких-то конструктивных договоренностей я не ожидаю. Правда, могут быть выдержанные в более приемлемом ключе дискуссии, по которым хотя бы можно разговаривать – по проблемам климата и голода. Большой интерес вызывает возможная встреча президента США Джозефа Байдена и председателя КНР Си Цзиньпина. Но она не входит в программу саммита и могла бы произойти в другом месте. В принципе намечается стремление США и КНР о чем-то договориться. Но о чем именно, не совсем понятно. Ведь американцы продолжают курс «идти и жевать жвачку», как сказал Байден. То есть одновременно подвергать Китай всевозможной критике и при этом пытаться с ним договориться. Но Китай – гордая страна; если его обругают, а потом захотят с ним договориться, то это сложно сделать. Тем не менее, как видно из результатов недавнего съезда КПК, Пекин сейчас тоже не настроен на конфронтацию».
Что касается возможной договоренности, затрагивающей интересы России, эксперт напомнил точку зрения, ранее высказанную китайской журналисткой: «Нам предлагают покончить с Россией, чтобы потом было легче покончить с Китаем». Китайцы знакомы со стратегическими документами США, где указано, что Китай представляет собой гораздо большую угрозу для Америки, чем Россия. Просто сейчас Россия – это большая опасность, но стратегически Китай как мощное государство, которое реально может претендовать на лидерство в мире, для США крупнейший вызов, полагает эксперт. Кстати, в документах съезда так прямо и написано: Китай к середине века хочет стать мировым лидером и по общей мощи, и по экономике.
«Поэтому результатом встречи Байден–Си не может быть альянс типа того, что был создан при президенте Ричарде Никсоне. Возможны договоренности по вопросам, которые важны для обеих стран, по торговле например. Но стратегическое сближение невозможно», – заключил Лукин.
Чиновники США и Китая начали работу по подготовке встречи двух лидеров еще в прошлом месяце. А сам Си в послании влиятельной американской негосударственной организации написал: «Китай готов работать с США, чтобы найти путь к взаимопониманию в новую эру на основе взаимного уважения, мирного сосуществования». Звучит обнадеживающе.
Однако гонконгская газета South China Morning Post утверждает, что в Пекине еще не решили окончательно, стоит ли проводить встречу Байден–Си. Решение будет принято после того, как станут известны итоги промежуточных выборов в США. Китай хочет удостовериться в том, достаточно ли прочны позиции Байдена, чтобы с ним искать согласия о серьезных вещах.
Впрочем, в намерении США провести встречу сомневаться не приходится. Одним из ее позитивных итогов, как видно из выступления помощника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана, могла бы стать сделка о возобновлении контактов между военными чиновниками двух стран. Китай прервал эти контакты после визита спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на Тайвань.