Глава Национальной нефтяной корпорации Фархат Бенгдары хочет аккумулировать дополнительную поддержку Египта и Греции. Фото со страницы Фархата Бенгдары в Twitter
Госдепартамент США выразил поддержку идее по соединению энергетической инфраструктуры Греции и Восточной Ливии. Так американское дипломатическое ведомство прокомментировало прозвучавшие недавно высказывания главы Национальной нефтяной корпорации (NOC) Фархата Бенгдары о необходимости формирования двумя средиземноморскими игроками газопровода, который мог бы стать противовесом нефтегазовым соглашениям между Турцией и правительством в Триполи. Однако эксперты сомневаются, что на востоке Ливии есть необходимые ресурсы.
Заявление об укреплении энергетического сотрудничества в Средиземноморье сделал неназванный представитель Госдепартамента в разговоре с Афинско-Македонским агентством новостей. По словам дипломата, администрация президента Джозефа Байдена продолжает поддерживать нефтегазовые проекты, которые нацелены на взаимную интеграцию критически важных рынков, особенно если речь идет о Северной Африке и юге Европы. В то же время представитель внешнеполитического ведомства подчеркнул, что Вашингтон будет приветствовать инициативу по развитию газотранспортной инфраструктуры между Ливией и Грецией, потому что такой проект вписывается в его взгляды на сохранение энергетической безопасности.
Неделей ранее глава NOC, выступая в кулуарах Международной нефтяной выставки и конференции (ADIPEC) в Абу-Даби, проинформировал, что ливийская корпорация изучает идею создания газопровода, который бы вел по направлению к Греции, и еще одной трубы – в сторону Египта, что, по его словам, стало бы дополнением к уже функционирующим магистралям. Бенгдара особо подчеркнул, что большая часть газового производства в бывшей Джамахирии рассчитана на потребление локального уровня, однако ресурсный потенциал североафриканской страны очень велик. Кроме того, Бенгдара сообщил о готовности подписать контракт с итальянской компанией Eni об инвестировании от 6 до 8 млрд долл. в разведку и изучение ливийских месторождений.
Вероятно, его заявления стали ответом на недавнюю попытку Анкары и Триполи интенсифицировать связи в энергетической сфере.
В начале прошлого месяца Турция заключила предварительные договоренности с Правительством национального единства (ПНЕ) о разведке нефти и газа у побережья бывшей Джамахирии. Вслед за этим президент Реджеп Тайип Эрдоган санкционировал расширение контактов по другим направлениям. Так, Анкара и Триполи отметились заключением громких сделок об углублении военного сотрудничества и укреплении обороноспособности Ливии. Документы касались в том числе взаимодействия в военно-технической области, в сфере обеспечения безопасности рубежей, а также борьбы с организованной преступностью и терроризмом.
Греция приняла появление новых соглашений в штыки. Это произошло потому, что правовым фундаментом сделки между Анкарой и Триполи в сфере нефти и газа стал заключенный этими же сторонами в 2019 году меморандум о взаимопонимании по разграничению морских зон в Средиземном море. Он носит односторонний характер и отражает исключительно турецкое видение того, где должны проходить морские рубежи. В 2019 году Афины не раз высказывались об отсутствии у меморандума международно-правовой базы, обращая внимание на то, что очерченные турецко-ливийским соглашением зоны распространяются в том числе на остров Родос и восточную часть острова Крит, фактически урезая их в праве на континентальный шельф.
Сейчас Греция не менее громко говорит, что намерена защищать свои права «всеми законными средствами при полном соблюдении международного морского права». «Нас не удастся запугать, но мы и не собираемся втягиваться в словесный поединок, – заявил по итогам переговоров со своим польским коллегой Збигневом Рау министр иностранных дел Греции Никос Дендиас. – Мы удовлетворены тем, что Европейский союз, США, Германия и наши египетские друзья публично осуждают действия Турции. Они подчеркнули очевидное: нынешняя администрация в Триполи не имеет мандата на подписание международных соглашений. И предыдущий, и недавний меморандумы между ПНЕ и Турцией не только незаконны, но и недействительны».
Однако у аналитиков есть большие сомнения в практической стороне создания Афинами и восточно-ливийским лагерем общей энергетической платформы.
Как заявил «НГ» эксперт по Ливии Джалел Харшауи, Бенгдара попросту вводит в заблуждение, когда говорит о трубопроводе, который бы мог вести до греческой территории. «На востоке Ливии нет природного газа. Нужно быть не в своем уме, чтобы серьезно относиться ко всему из вышеперечисленного», – заявил исследователь. По его словам, глава NOC просто хочет аккумулировать дополнительную поддержку Египта и Греции – стран, которые находятся в конфронтационных отношениях с Эрдоганом. «Потому что Турция и Бенгдара не смогут работать вместе», – обращает внимание Харшауи.
По словам эксперта, нынешний глава NOC имеет крепкие исторические связи с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром, чья орбита влияния распространяется на восточные районы североафриканского государства, и его кланом. Сам Бенгдара представляет собой скорее инструмент Объединенных Арабских Эмиратов, рассуждает собеседник «НГ». Что касается греческой стороны, то она, по словам Харшауи, просто стремится обуздать политику Анкары в Восточном Средиземноморье. «Греция требует, чтобы Турция прекратила вопиющее игнорирование ее территориальных вод. Она хочет, чтобы подобная риторика и поведение закончились», – подытожил эксперт.