Фото REUTERS
Шведский премьер-министр Ульф Кристерссон едет в Анкару. Его цель – убедить президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана не чинить препятствий окончательному присоединению к НАТО Швеции и Финляндии. В СМИ, однако, выражаются сомнения в том, что миссия Кристерссона увенчается успехом. По некоторым предположениям, Эрдоган может затянуть с ратификацией договора о членстве двух стран в НАТО даже до президентских выборов в Турции. Они, если сроки их проведения не будут сдвинуты, состоятся в июне 2023 года.
Турецкий лидер в очередной раз демонстрирует, насколько непростым переговорщиком он является. Его страна остается последней из членов НАТО, кто отказывается ратифицировать договоры по присоединению к альянсу Швеции и Финляндии. Венгрия, чей парламент пока тоже не принял соответствующее решение, скоро проведет процедуру ратификации. Тут сюрпризов не ожидается. Конечно, и венгерский премьер-министр Виктор Орбан не раз проявлял способности использовать любую затруднительную для партнеров его страны по ЕС и НАТО ситуацию для торга по важным для Будапешта, а то и лично для себя, вопросам. Но в данном случае он твердо пообещал, что парламентское большинство договор все-таки ратифицирует до конца года. А вот в том, что то же самое сделает Турция, уверенности нет.
Всю прошлую неделю власти страны уговаривали ратифицировать документ. Этим занимался сам генсек НАТО Йенс Столтенберг, совершивший трехдевный визит в Турцию. По окончании встречи с Эрдоганом в Стамбуле, которая прошла 5 ноября, он заявил, что Финляндия и Швеция полностью выполняют условия меморандума, подписанного ими совместно с Турцией 28 июня 2022 года на саммите НАТО в Мадриде. «Уже настала пора их принятия в альянс. Рассчитываю на одобрение в кратчайшие сроки [Турцией] заявок по их членству в НАТО», – сказал он.
В меморандуме Хельсинки и Стокгольм обязались сотрудничать с турецкими властями в борьбе против Рабочей партии Курдистана (РПК) и, главное, ее филиалов. Одними из них в Турции считают действующие в населенной курдами части Сирии (так называемой Рожаве) «Отряды народной самообороны» (YPG) и «Демократический союз» (PYD). Кроме того, Финляндия и Швеция в меморандуме отказались от сотрудничества с организацией FETO – то есть последователями проповедника Фетхуллаха Гюлена. Его турецкие власти считают организатором попытки военного переворота в 2016 году. Наконец, обе страны обязались снять эмбарго на поставку оружия Турции, введенный три года назад после очередного вторжения турецких войск в Рожаву.
Вопрос заключается в том, как все подписанты меморандума понимают сотрудничество в борьбе с терроризмом. Эрдоган и турецкие официальные лица всячески подчеркивают, что считают необходимым выдачу всех лиц, которых в их стране подозревают или обвиняют в террористической деятельности вне зависимости от того, как расценивают эти подозрения или обвинения в Швеции, Финляндии и в руководстве НАТО.
Старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Виктор Надеин-Раевский в комментарии «НГ» обратил внимание на то, что шведы и так пошли на ряд важных уступок, согласившись осудить деятельность РПК и ее производных. О том, что его страна не поддерживает ни YPG, ни PYD, в субботу в интервью телеканалу TV4 напомнил сам Кристерссон. «Мы не должны иметь политического сотрудничества с организациями, которые так близки к РПК», – сказал он, предваряя, таким образом, свой визит в Турцию, который состоится 8 ноября. Вместе с тем, как отмечает Надеин-Раевский, из Анкары звучат требования, которые зачастую противоречат шведской Конституции. Например, требование убрать депутатов-курдов из парламента. «Уступки Швеции не могут быть безграничны даже ради членства в НАТО. Это и пытаются донести шведские власти. А Эрдоган к таким глупостям, как демократические нормы, относится с презрением, поэтому и требует не просто запрета РПК, но и выдачи всех членов РПК или тех, кого в Турции считают таковыми, основываясь на, как правило, очень косвенных доказательствах», – отмечает эксперт.
По мнению Надеина-Раевского, вполне возможно, что турецкий лидер протянет с ратификацией договоров до конца года, а то и до президентских выборов. Такой же прогноз дало, ссылаясь на свои источники, агентство Bloomberg. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу на совместной пресс-конференции со Столтенбергом лишь дал понять, что его страна не имеет никаких претензий к Финляндии и соответственно может ратифицировать договор о ее присоединении к НАТО. Однако Стокгольм и Хельсинки уже договорились о том, что пойдут в альянс вместе.