Социал-демократу Метте Фредериксен мало победы на выборах, она хочет объединить разрозненные политические силы страны. Фото Reuters
В Дании завершается подсчет голосов на досрочных выборах, объявление которых было вызвано скандалом в связи с решением кабинета министров уничтожить 17 млн норок в 2020 году с целью предотвратить мутацию коронавируса. Голосование рассматривалось как вотум доверия правительству меньшинства премьер-министра Метте Фредериксен. Социал-демократическая партия, к которой она принадлежит, этот тест выдержала и показала лучший результат за последние 20 лет. Теперь Фредериксен попытается создать правительство с участием правых представителей и подает в отставку.
Социал-демократы получили более 27% голосов и 50 мест, став самой многочисленной партией в Фолькетинге (парламенте). Левая коалиция получила 87 мест в парламенте, но поддержку ей оказали еще три депутата: два от Гренландии и один из двух – от Фарерских островов. Соответственно из 179 мест в парламенте у левой коалиции, по предварительным данным, оказалось 90, и она получила большинство. Явка составила 84,1%.
Несмотря на хороший результат, Фредериксен заявила, что она намерена создать объединительную межблоковую коалицию, в которую могли бы войти и правые политики. В нее могут войти представители новой партии «Умеренные» во главе с бывшим премьером Ларсом Локке Расмуссеном, получившие 9% голосов и 16 мест в парламенте.
Выборы были спровоцированы скандалом: выяснилось, что миллионы норок были убиты по поручению властей без ведома парламента. Если бы социал-демократов не переизбрали, то это можно было бы считать первым примером того, как чрезмерные антиковидные меры привели к смене власти. От Фредериксен потребовали досрочных выборов в июле ее же союзники по коалиции из Социально-либеральной партии Дании. Видимо, такие шаги не пришлись по душе избирателям. К слову, в Дании на 1 млн человек от последствий COVID-19 умерло в полтора раза меньше граждан, чем в Швеции, где ограничений почти не вводилось. Много это или мало, решали датские избиратели.
Фредериксен, несмотря на левую повестку, выступает за продолжение жесткой миграционной политики, отличающей Данию от других скандинавских стран и членов ЕС. Правая же коалиция во главе с партией «Венстра», выступившей неудачно, получила 73 места в парламенте. «Правого поворота», аналогичного шведскому, не свершилось. Фредериксен уходит в отставку, но только для того, чтобы попробовать сформировать новое правительство. Впереди предстоят непростые переговоры.
«Правые в Дании раздроблены, к тому же довольно удручающе выступила партия народных демократов, которая с 1990-х годов выдохлась. Правую повестку у них отобрали «новые либералы», сделавшие большой шаг вперед после этих выборов. Но минимальное большинство все равно остается за левыми», – отмечает младший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Никита Белухин.
В разговоре с «НГ» эксперт подчеркнул, что Фредериксен могла бы продолжить управлять страной и в составе левой коалиции, но пошла на принцип и намерена создать коалицию с разными участниками, хотя подобные инициативы в Дании обычно заканчивались плохо.
«Выборы после летнего ультиматума долго не проводились из-за каникул. Из беспокоящих датчан тем – реформа здравоохранения, поскольку скорая помощь зачастую долго добирается до пациентов. Также, возможно, коалиция прислушается к правым и предоставит некоторые налоговые послабления бизнесу», – рассуждает Белухин.
Помимо этого, Фредериксен обещала наладить диалог с Фарерскими островами и Гренландией, в том числе в вопросах безопасности и внешней политики. Это дало ей дополнительные дивиденды, в то время как некоторые правые рассматривают эти территории как «отсталые», порой даже позволяя себе сравнения Гренландии с Африкой, за что потом приходится извиняться, подчеркивает эксперт.