Обвинения и уголовные дела не помешали Нетаньяху одержать победу. Фото Reuters
В Израиле завершились выборы в парламент – Кнессет. Их итог оказался обескураживающим для недругов Биньямина Нетаньяху. Его партия «Ликуд» одержала победу, взяв вместе с союзниками больше голосов, чем сулили опросы. Помешать Нетаньяху вернуться в премьерское кресло может только ссора с религиозными партиями, чья популярность существенно выше, чем можно было ожидать.
Первые экзитполы, свидетельствующие о победе его сторонников, Нетаньяху прокомментировал сдержанно, сказав, что это «хороший старт». Нынешний премьер Израиля Яир Лапид долго отказывался комментировать даже поступающие результаты голосования. Он призывал своих сторонников дождаться итоговых данных, а потом уже делать какие-то выводы.
Уже подсчет 86% голосов не давал Лапиду повода для оптимизма. Его партия получала лишь около 18% голосов. Это меньше, чем прогнозировали социологи и существенно меньше, чем у «Ликуда». Партия Нетаньяху набирала 23%. Вместе со своими союзниками, «Религиозным сионизмом», партиями «Шас» и «Еврейство Торы», она смогла бы сформировать парламентское большинство. Результат же подсчета 97% голосов подтвердил, что Лапид зря ожидал чуда. У «Ликуда» и их союзников оказывалось 65 мест в Кнессете из 120. А у коалиции, которую мог бы создать Лапид, – не более 50. Все это делает возвращение Нетаньяху в кресло премьера более чем вероятным.
В успехе непотопляемого Биби, как в просторечии именуют лидера «Ликуда», примечателен успех его союзников. К договоренностям с партией «Шас», ориентирующейся на ультраортодоксальных иудеев, в том числе выходцев из арабских стран, а также с «Еврейством Торы», чей электорат – это умеренно религиозные евреи из Европы, Нетаньяху не привыкать. Однако небывалого успеха достиг «Религиозный сионизм». Ему достанется по меньшей мере 14 мандатов. Лидеров этой политической силы Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира придется включать в правительство. Между тем оба, особенно Бен-Гвир, пользуются репутацией крайне правых, чуть ли не экстремистов. Это может существенно осложнить формирование правительства. Одновременно появляется загадка для политологов и социологов: почему израильтяне предпочли проголосовать за крайне правые силы, многими воспринимавшиеся как маргинальные.
Конечно, свою роль сыграли объективные факторы. Распался альянс «Ямина». Он объединял правых, но выступавших против Нетаньяху. Электорат «Ямины» в значительной мере отошел к «Религиозному сионизму». Кроме того, сыграла свою роль привлекательность главного пункта крайне правых. Они обещали жесткие методы борьбы с террористами. Израиль, можно сказать, привык жить в условиях террористической угрозы, но все-таки определенная усталость от постоянных атак в израильском обществе есть. Одна из них, кстати, состоялась прямо в день выборов. В районе КПП «Макабим» совершен наезд на военнослужащих. По предварительным данным, ответственность за него ложится на организацию «Исламский джихад».
Наконец, свою роль сыграл и рост числа религиозных евреев в обществе. Нынешние выборы прошли при высокой явке – около 71%. Судя по предварительным данным, она была обеспечена молодежью, причем из религиозных семей.
А для России и Украины в израильских выборах главное – как изменится позиция страны при новом премьер-министре. Известие о предполагаемом возвращении в кресло Нетаньяху, пользующегося репутацией человека, способного найти общий язык с Москвой, в российском внешнеполитическом ведомстве прокомментировали со сдержанным оптимизмом. «Мы рассчитываем, что новое правительство этой страны, каким бы оно ни было, сохранит курс на развитие и укрепление многопланового сотрудничества с Россией, которое демонстрировалось многие годы. Мы, со своей стороны, к этому готовы», – заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она подчеркнула, что не видит, «что могло бы стать препятствием для восприятия нашей позиции (по Украине. – «НГ») руководством Израиля – нынешним, будущим, неважно каким».