Фото freepik.com
Как ощущают себя рядовые немцы в трудные времена? На этот вопрос попытались ответить эксперты объединения немецких сберегательных касс, которые организовали опрос среди граждан. Согласно журналу Spiegel, который опубликовал результаты опроса, только 34% оценивают свое финансовое положение как хорошее. Это на 9% меньше, чем год назад.
Более трети опрошенных (37%) считают, что их финансовое положение в ближайшие два года ухудшится. И это наихудший показатель со времени кризиса 2008 года. 64% признают, что в истекшие 12 месяцев им пришлось ограничивать себя в покупках. Так, 61% опрошенных отказываются от качественной продукции известных марок и переходят на товары, предлагаемые по скидкам. А более половины просто стали меньше покупать.
Аналогичная картина наблюдается с поездками на автомобилях и с походами в рестораны. Хотя только 38% опрошенных заявили, что стали меньше путешествовать. Журнал замечает с иронией, что, видимо, немцы устали от ограничений, вызванных коронавирусом, и стремятся наверстать упущенное. Экономить сейчас немцы предпочитают при потреблении энергии: чаще выключать свет и удерживать центральное отопление на низких отметках. При этом они используют такие энергосберегающие устройства, как «умные» счетчики электрического тока и управляемые разъемы для подключения электроприборов.
Опрос подтвердил факты, о которых давно уже обеспокоились гуманитарные структуры: от растущих цен страдают прежде всего граждане с низкими доходами. Объединение сберегательных касс говорит даже о «драматической ситуации». 83% опрошенных с месячным доходом ниже 1 тыс. евро признались, что даже в повседневной жизни они вынуждены отказываться от ряда товаров. В то же время среди населения с месячным доходом более 2,5 тыс. евро вынуждены себя ограничивать 11%.
В Германии к средним слоям причисляют 49% населения. Только 1% считаются богатыми, а остальные, по немецкой статистике, бедные.
Экономят сейчас немцы при организации свободного времяпрепровождения, при покупке одежды. В данном случае различий между богатыми и бедными нет. Но у 88,5% малоимущих уже отмечается экономия на еде. А в перспективе каждый второй немец намеревается ограничивать свое потребление. Возможно, пишет журнал, это все признаки того, что кризис только начинается.
Более того, отмечает журнал Focus, немцы начинают экономить на домашних животных, поскольку не могут себе позволить содержать собаку или кошку. Хестер Поммеренинг, глава немецкого союза защиты животных, отметила в беседе с изданием, что питомцев либо отдают в приют, либо просто выбрасывают на улицу.
Напомним, что «тучные» годы, связанные с расцветом экономики после объединения страны, пришлись на 2005–2010 годы, когда к власти пришла Ангела Меркель и Германия стала активно пользоваться относительно дешевыми российскими энергоресурсами. Сейчас у власти политики, требующие прекращения экономического сотрудничества с Россией, прежде всего в энергосфере, и это толкает Германию в рецессию.
Настроения среди немцев наглядно описывает бывший депутат из Саксонии от «Зеленых» Антье Херменау. Она утверждает, что именно в Восточной Германии людям трудно дистанцироваться от России. Смысл протестов, с которыми «осси» выходят на традиционные теперь понедельничные демонстрации, сводится к тому, что санкции наносят больше вреда Германии, чем России, и поэтому должны быть сняты. При этом многие из протестующих демонстрируют понимание действий России в отношении Украины. Более того, премьер-министр Саксонии, христианский демократ Михаэль Кречмер вообще призывает после окончания боевых действий в Украине вернуться к решению вопроса о поставках в Германию российского газа.
Сама Херменау предполагает, что протест восточных немцев больше связан с их отторжением нынешних политиков, которые руководят страной. Она напоминает в связи с этим о действиях федерального министра иностранных дел Анналены Бербок, которая еще накануне спецоперации в Украине высказалась за введение санкций против Москвы, чтобы разрушить Россию. А 1 мая на круглом столе у известного модератора Анне Виль Бербок заявила, что вследствие западных санкций «Россия должна годы не быть в состоянии встать на ноги». Поэтому непримиримая критика Владимира Путина воспринимается восточными немцами как «очень односторонняя позиция». Правильнее, полагает Херменау, было бы сказать, что «русские сделали много ошибок, но превращать их за это в стопроцентных чертей тоже неправильно».
Озабоченные голоса по поводу действий федерального правительства раздаются и со стороны федеральных политиков, связанных с Социал-демократической партией (СДПГ). Так, глава фракции СДПГ в Бундестаге Рольф Мютцених потребовал на днях от правительства показать больше дипломатической инициативы для окончания боевых действий в Украине. Его цитировала Вторая программа немецкого телевидения ZDF. Он указал, что 60% немцев требуют поиска дипломатических путей прекращения конфликта. Мютцених, в частности, заявил, что необходимо использовать любой шанс для создания пауз в боевых действиях, организации обмена пленными и снабжения гражданского населения. Однако председатель правления партии «Союз 90/Зеленые» Омид Нурипур упрекнул политика в том, что он пользуется рецептами из 1970–1980-х годов и этим играет на руку России.