Впервые в истории правительство страны возглавит британец индийского происхождения. Фото Reuters
42-летний Риши Сунак становится премьер-министром Великобритании после того, как бывшая министр обороны и лидер Палаты общин Пенни Мордонт сняла свою кандидатуру вслед за Борисом Джонсоном. От первого жителя Даунинг-стрит, 10 индийского происхождения ждут многого. В непростой ситуации он должен как выступить объединителем расколотой партии тори, так и умело руководить страной, обеспечивая ее финансовое благополучие, пошатнувшееся из-за энергетического кризиса и непродуманной политики Элизабет Трасс.
Пенни Мордонт в соцсетях к дедлайну подачи заявок на кандидатуру премьер-министра сообщила о том, что она поддерживает Сунака. Она не написала прямо, почему не участвует в выборах. Вероятнее всего, ей не удалось набрать необходимую поддержку 100 однопартийцев в Палате общин. Хотя команда Мордонт утверждала, что к полудню по местному времени, за два часа до дедлайна, бывшему министру обороны успели выразить поддержку 90 депутатов, официально и публично ее поддержали лишь 30 парламентариев-тори из нижней палаты парламента.
Таким образом, для победы Сунаку даже не потребовалось волеизъявления рядовых членов партии. Бывшего министра финансов хвалили те однопартийцы, которые утверждали, что программа Трасс нереалистична и нежизнеспособна, что быстро проявилось уже в процессе утверждения ее проекта «мини-бюджета». Они подчеркивали, что Сунак, в отличие от недавней оппонентки, хорошо знает, как работает экономика, и способен проводить прагматическую политику.
В течение понедельника поддержка Сунака нарастала. Постепенно она достигла более половины всех парламентариев-тори в Палате общин. Причем необходимость назначения бывшего главы Казначейства в непростые для экономики Британии времена признавали те, кто поддерживал Джонсона изначально и даже в последнее время: бывшая глава МВД Прити Пател, один из архитекторов брекзита Майкл Гоув и бывший секретарь Казначейства Саймон Кларк.
Министр финансов Джереми Хант, своим поворотом в сторону повышения налогов получивший поддержку многих, также выступил за Сунака. Он объяснил свой выбор тем, что после потерь в финансах, репутации на рынках и международной арене, именно Сунак, как человек способный сделать трудный, но необходимый выбор, сможет придать Британии уверенности и стабильности. По информации СМИ, Сунак может оставить в должности Ханта, успевшего столь быстро завоевать доверие британцев. Правда, не исключено, что его роль будет сведена скорее к технической. Ведь уровень экономического «бэкграунда» у Сунака несопоставимо выше, а опыта больше.
Возможно, ему бы не пришлось вести переговоры со всей фракцией. Джонсон, Мордонт и Сунак провели беседу о том, как упростить и ускорить процесс выдвижения нового лидера. Их дискуссия ничем не закончилась. При этом бывший секретарь по делам культуры, медиа и спорта Надин Доррис подчеркивала, что у Мордонт практически нет шансов стать премьером хотя бы в силу того, что у нее нет опыта сколь-нибудь значимого срока пребывания на серьезных постах (кабинеты, в которых Мордонт занимала важные должности, быстро расформировывались).
На новости о том, что Сунак практически точно станет премьер-министром, еще ранним днем положительно отреагировали рынки: акции британских компаний растут в цене.
В процессе предыдущих выборов главы Консервативной партии у аналитиков были сомнения, что Сунак будет оказывать такую же масштабную поддержку Украине, которую собиралась предоставлять Трасс. Такие предположения делались в том числе исходя из того, что он не собирался значительно повышать расходы на военные нужды. Бюджет страны ограничен. Но даже если так и будет, политику по отношению к России это не изменит.
«Действительно, есть вариант, при котором материальная помощь Киеву будет сокращена. Но все-таки главным капиталом Британии является место в Совбезе ООН и ядерное оружие, которое Лондон в экстренном случае готов применить», – считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.
У нового премьера хорошие шансы продержаться в должности дольше своей предшественницы, сказал эксперт в разговоре с «НГ». Сунак лучше разбирается в экономике, давал меньше обещаний. Наверняка его программа будет скромнее и реалистичнее, хотя ее еще нужно дождаться. Определенную положительную роль для Сунака может сыграть и фактор политкорректности. Однако если выправить экономическую ситуацию он не сможет, то опций у тори остается не так много.
«Возможны и всеобщие выборы (такой вариант даже предлагали часть тори. – «НГ»), правда на них у лейбористов было бы куда больше шансов победить. Тори могут прибегнуть к помощи Мордонт или Джонсона. Но проблемы для партии стали нарастать уже после решения о брекзите. По сути, там стали доминировать только правые радикалы, и Сунак среди них – едва ли не самый умеренный», – полагает эксперт.